Челябинским метеоритом ударим по невежеству

Скоро исполнится год после того, как огромный болид устроил форменный переполох в городе Челябинске и его окрестностях. Однако до сих пор некоторые россияне уверены в том, что это был вовсе не метеорит, а ученые просто всех обманывают. Насколько же обоснована подобная точка зрения? "Совершенно не обоснована", — считает академик РАН Михаил Маров.

Пожалуй, самое интересное в истории с метеоритом, который 15 февраля 2013 года упал в окрестностях Челябинска — это то, что некоторые россияне… не верят в то, что он был. Казалось бы, как такое может быть — после того, как обломок небесного тела вошел в земную атмосферу, его видели многие, а кое-кто даже смог заснять несколько минут полета болида на видео. Более того, уже после падения сотни людей приняли участие в поисках обломков метеорита, а кое-кто предприимчивый даже попытался незаконно продать найденные куски. Иными словами, свидетельств того, что в конце зимы этого года окрестности Челябинска посетил именно метеорит — предостаточно, однако…

Конечно же, подобное недоверие глазам своим отчасти происходит из-за того, что в последнее время в нашей стране весьма распространилось "конспирологическое" мышление. Из-за него люди начинают видеть подвох и "скрытый смысл" буквально во всем — в том числе и в очевидных вещах. Ну, а это, в свою очередь, произошло из-за падения уровня образования — ведь если полка, на которую в мозгу складываются научные знания, пустеет, то на нее сразу же ложатся всевозможные "теории заговоров".

Читайте также: О страхе смерти и теории заговора

Отсюда и возникают слухи о том, что, мол, это был никакой не метеорит, а испытания секретного оружия или пропущенная нашими ПВО атака ракеты противника — власти знают об этом, но скрывают, а ученым, мол, приказали молчать. Любопытно, что при этом совершенно все "конспирологи" просто игнорируют тот факт, что обломки "челябинца" изучают и в зарубежных лабораториях — получается, что этим ученым тоже приказали молчать власти той страны, к которой они никакого отношения не имеют? Хотя, конечно же, у "конспирологов" на все готов ответ — раз так, то это происки мифического "мирового правительства".

Нельзя не отметить, что сомнения в истинности события, произошедшего в феврале под Челябинском, происходят еще и из-за того, что в школах уже почти десять лет перестали изучать астрономию. Наверное, именно поэтому основным аргументом "конспирологов" является следующий: "Если это был метеорит, то почему службы слежения не обнаружили его раньше, еще на подлете к Земле?". При этом никто из них не принимает в расчет, что обнаружить достаточно небольшое тело, мчащееся к нашей планете со скоростью, превышающую вторую космическую, да к тому же со стороны Солнца — задачка, которая принципиально невыполнима для всех современных служб космического слежения, чья аппаратура настроена на объекты, двигающиеся совсем с другими скоростями и по другим траекториям.

Обо всех этих сложностях, а также о многом другом рассказал в прямом эфире "Правды.Ру" академик РАН Михаил Маров, который занимается вопросами, связанными с Челябинским метеоритом, с того момента, как этот небесный гость появился в небе над городом. В беседе, посвященной загадкам метеорита, Михаил Яковлевич отметил, что:

"Совершенно напрасно некоторые люди обвиняют наши системы космического слежения в том, что они "проворонили" метеорит. Его невозможно было обнаружить на подлете, поскольку он приближался к Земле со стороны Солнца и был из-за этого практически невидим для наблюдателя. Однако, даже если бы он летел и с другой стороны, шансов на обнаружение его до вхождения атмосферу не было никаких — это небесное тело вошло в атмосферу Земли со скоростью 18 км/ сек, что в полтора раза выше второй космической скорости (так называют минимальную скорость, которую необходимо придать космическому аппарату, масса которого пренебрежимо мала по сравнению с массой планеты, для преодоления гравитационного притяжения этого небесного тела и покидания замкнутой орбиты вокруг него, для Земли она равна 11,2 км/сек. — ред. )!

Нужно заметить, что любые приборы, созданные человеком, например, боеголовка баллистической ракеты, входят в атмосферу нашей планеты с существенно меньшей скоростью. Поэтому все приборы, которыми сейчас обладают службы космического слежения и ПВО, "настроены" исключительно на такие скорости — заставить их отслеживать более быстрые объекты технически невозможно. Сейчас, конечно, уже поднимается вопрос о том, чтобы создать устройства, способные обнаруживать на подлете к атмосфере и более скоростные объекты — но пока это лишь проекты. Кстати, в разработке таких проектов немаловажную роль сыграла и вышеупомянутое Челябинское событие — согласитесь, когда после падения метеорита за медицинской помощью обращается несколько сотен человек (и это не считая разрушений), то поневоле задумаешься о том, как в дальнейшем можно было бы заранее отслеживать опасные траектории небесных гостей.

Несколько отвлекаясь от темы, хочу сказать, что в основном травмы, полученные людьми 15 февраля в Челябинске и его окрестностях — это порезы осколками стекла. Это объясняется тем, что люди, увидев болид, просто "приклеились" к оконным стеклам для того, чтобы лучше его рассмотреть. Ну, а когда он взорвался над городом, то ударная волна выбила эти стекла, и любопытных осыпало просто дождем из осколков. Поэтому, пользуясь случаем, хочу предупредить всех читателей "Правды.Ру" — если вы увидели, что по небу летит болид, держитесь подальше от стеклянных и других хрупких конструкций.

Однако вернемся к разрабатываемой системе слежений за метеоритами — если такая в дальнейшем и будет создана, то, она безусловно, поможет людям заранее принять меры в ситуации, похожей на ту, что случилась в Челябинске. Ведь ничего необычного в падении метеоритов такого размера и массы нет — это достаточно рядовое событие. Наша планета постоянно подвергается атакам мелких небесных тел, однако, если размеры гостя не достигают десяти метров в диаметре, то до земной поверхности они просто не долетают, сгорая в атмосфере. Ну, а чуть более крупные долетают — вот Челябинский метеорит как раз из таких, причем такое случается с частотой два-три раза в год.

Более крупные небесные гости сталкиваются с нами намного реже. Например, столкновение с телом вроде того, что более ста лет назад упало в районе Подкаменной Тунгуски (его размеры оцениваются 30-50 метров), происходит примерно раз в сто лет — другое дело, что мы не знаем, когда начинать отсчет этих ста лет. Ну, а такое событие, как столкновение с Землей километрового тела, которое, без всякого сомнения, обернется катастрофой глобального масштаба, происходит еще реже — раз в несколько сотен тысяч лет.

Впрочем, нельзя сказать, что мелкие космические обломки, которые подлетают к Земле практически постоянно, но не пробиваются сквозь атмосферу, совсем уж безвредны. Они могут повредить оборудование спутников и пилотируемых кораблей — ведь, несмотря на их малый размер, они все-таки несутся с огромной скоростью. И подобное тоже уже не раз случалась. Так что, как видите, система раннего обнаружения гостей из космоса в настоящий момент очень и очень нужна. Но когда же она воплотится в жизнь — этого я вам сказать не могу, да и никто этого пока не знает".