Тринадцать световых лет смерти

Умирающая звезда мчится сквозь космос, и след ее агонии растянулся в пространстве на тринадцать световых лет. Астрономы поражены – они впервые столкнулись с подобным явлением. Тайну красного гиганта не могли раскрыть в течение четырех веков.

Открыли эту загадочную звезду почти 400 лет назад. По описаниям астрономов, Мира имела обыкновение резко изменять блеск раз в 11 месяцев. Многие годы спустя физики узнали о существовании целого класса таких долгопериодических переменных звезд – это холодные пульсирующие красные гиганты размером более семисот диаметров Солнца, сообщает Astronet.ru

Мира (а точнее, Мира А, красный гигант) находится на расстоянии 350 световых лет от нашей планеты в созвездии Кита и является компаньоном двойной системы, в которой также имеется маленький белый карлик (Мира В). Красный гигант пульсирует и выдувает из себя вещество, которое, падая на карлика, образует вокруг него горячий аккреционный диск.

Как полагают астрономы, работавшие с телескопом Galaxy Evolution Explorer (Galex), Мира поможет понять, что случается со звездами, когда их жизнь начинает клониться к закату. Марк Сейберт, соавтор исследования, опубликованного журналом Nature, подчеркивает, что речь идет об абсолютно новом явлении в астрономии.

Миллиарды лет назад Мира была ничем не примечательной звездой, которая очень походила на наше Солнце, однако теперь наступила агония. Звезда раздулась, превратившись в красный гигант, и мчится со скоростью 130 километров в секунду, теряя громадные количества вещества.

Удивительно, что, несмотря на четырехвековые наблюдения, хвост Миры оставался незамеченным. Эту особенность раскрыли ультрафиолетовые снимки.

Барри Мадор, астроном из обсерватории Карнеги в интервью Би-би-си заявил: «Galex так чувствителен к ультрафиолетовому свету, что позволил увидеть нам то, что мы не могли увидеть раньше. Тот факт, что хвост Миры только пылает ультрафиолетовым светом, мог бы объяснить, почему другие исследователи его не обнаружили».

Ученые заявляют, что звёздный хвост был составлен из материала, который постепенно, в течение 30 тысяч лет распыляется Мирой.

«Мы надеемся «прочитать» хвост Миры, как телеграфную ленту, и узнать о жизни этой звезды», - подчеркивает Марк Сейберт. Кроме того, изучая углерод, кислород и другие элементы, которые составляют хвост Миры, исследователи могут почерпнуть много нового о зарождении солнечных систем во Вселенной.