Космическая разведка выявила «пушечные ядра»

Американские астрономы заново открыли очень редкий вид галактик. Эти небольшие сверхплотные скопления звезд, подобные пушечным ядрам, с огромной скоростью начали разлетаться от центра Вселенной сразу после Большого Взрыва. Их существование предопределено законами эволюции Вселенной, однако эти галактики никому до сих пор не удавалось обнаружить. Прорыв произошел на Гавайях, где ученые использовали супер-телескоп Keck II.

Сверхплотные галактики содержат в себе самые старые звезды во Вселенной. Их возраст составляет, как минимум, три миллиарда лет. Сами «пушечные ядра» имеют вес, сравнимый с массой Млечного пути, но их размеры, по крайней мере, в десять раз меньше нашей Галактики.

Впервые существование минигалактик было предсказано в апреле 2008 года голландским астрономом Питером Ван Доккуном и его коллегами. Они предположили, что эти сверхплотные объекты должны разлетаться от центра Вселенной. Тем не менее, используя расчетные данные о нынешнем местоположении, астрономы не смогли обнаружить никаких признаков их существования. «Галактика не может исчезнуть просто так», - восклицал Саймон Уайт из немецкого Института астрофизики именно Макса Планка.

Читайте также "Звездный каннибализм"

Действительно, галактика слишком крупный объект, чтобы испариться бесследно в космическом пространстве. Значит, предположили астрономы из Гавайского университета, ошибка заключается или в предположении о существовании «пушечных ядер», или в расчетах их местоположения. Используя телескоп Keck II, они обследовали другие регионы Вселенной, опираясь на собственные расчеты.

Усилия космических разведчиков увенчались успехом – сразу несколько минигалактик было обнаружено на расстоянии 11 миллиардов световых лет от Земли. На днях руководитель проекта астроном Алан Стоктон продемонстрировал снимки этих объектов и рассказал подробнее о том, как они появились на свет.

Представленные данные дают возможность представить минигалактики как массивные и сверхплотные образования материи в форме дисков.

Космическая разведка выявила «пушечные ядра»
Они возникли в результате первого, самого мощного взрыва, в отличие от других форм галактик, формировавшихся позднее серией столкновений уже образовавшихся небесных тел.

Вместе с тем, ученые не готовы дать ответ на вопрос: что произошло с «пушечными ядрами» позднее? Теоретически они должны существовать по всему периметру Вселенной и даже отчасти в центральных областях. Но на практике их обнаружение превратилось в головоломку. Куда же делись все остальные минигалактики?

На этот счет астрономическая команда Алана Стоктона имеет несколько гипотез, каждая из которых требует дальнейшей проверки. Самым очевидным кажется сценарий, по которому минигалактики оказались поглощены своими более крупными сородичами. Но против этой гипотезы говорит высокая скорость движения, за что сверхплотные названия и получили название «пушечные ядра». Именно с этим артиллерийским снарядом сравнил Стоктон минигалактики, отвергая первую гипотезу: «Представьте, что вы пытаетесь остановить пушечное ядро подушкой».

Второй вариант развития событий выглядит более сложным, но в то же время он гораздо реалистичнее. Согласно ему, минигалактики, продвигаясь через Вселенную, отбирали некоторое количество звездного газа у других космических тел. Постепенно, по мере увеличения массы и размеров, они начинали тормозить, пока не достигли скорости обычных галактик, а впоследствии и сами стали такими. При этом внутри них начали умирать или взрываться старые звезды, что придало минигалактикам характерную дисковидную форму. У этой гипотезы тоже есть ряд недочетов, над доскональным исследованием которых ученые Гавайского университета продолжают работать.

В ходе наблюдения астрономам удалось уточнить еще одну характеристику «пушечных ядер». Оказалось, что они начали появляться гораздо раньше, чем предполагалось изначально, а именно около 5 миллиардов лет назад. Теперь ученым предстоит ответить на вопрос, порожденный их гипотезой, – какие из окружающих нас галактик сформировались из «пушечных ядер», а какие возникли сами в ходе длительной космической эволюции.