403 Forbidden

nginx

Лютеция - обломок легендарной планеты Фаэтон

214215.jpegКосмический аппарат "Розетта" передал на землю первые высококачественные снимки астероида Лютеция. Он представляет собой осколок легендарной планеты Фаэтон, которая предположительно существовала между Марсом и Юпитером, а затем распалась. О строении загадочного небесного тела "Правде.Ру" рассказал кандидат геолого-минералогических наук Дмитрий Бадюков.

В сентябре 2008 года зонд Европейского космического агентства (ЕКА) с романтическим названием "Розетта" пролетел на расстоянии около 800 километров мимо астероида 2867 Стейнс. Второе небесное тело этого типа, которое он встретил на пути к комете Чурюмова-Герасименко, — 21 Лютеция. 10 июля 2010 года в 20 часов 10 минут по московскому времени зонд прошел на минимально удаленном расстоянии в 3162 километров от этого астероида.

Скорость "Розетты" относительно астероида в момент сближения составила около 15 километров в секунду. С помощью комплекта камер OSIRIS были получены изображения практически всей его поверхности с пространственным разрешением до 60 метров на пиксель. Сразу же после этого началась передача данных на Землю.

Полученные изображения показывают, что Лютеция покрыта большим количеством кратеров, а это значит, что она пережила за 4,5 миллиарда лет своего существования неисчислимое количество воздействий. Удалось установить, что химический состав вещества на поверхности астероида сильно различается — от водяного льда до органических материалов. Поскольку "Розетта" подлетела на довольно близкое расстояние от объекта, перед линзами аппарата, простираясь через большую часть астероида, маячила гигантская вмятина шарообразной формы.

Читайте также: Ядерная война с астероидами

Изображения подтверждают, что Лютеция — удлиненное тело. Его самая длинная сторона равна приблизительно 130 км. Не исключено, что этот объект представляет собой осколок легендарной планеты Фаэтон (гипотетической планеты, которая существовала ранее между Марсом и Юпитером, а затем распалась и образовала пояс астероидов).

"Розетта открыла новый мир, и он займет умы ученых на многие годы", — констатировал происходящее Хольгер Сиркс, менеджер команды, отвечающей за OSIRIS — один из главных оптических инструментов аппарата.

С другой стороны, и M-тип ученых обрадовал бы не меньше, поскольку к такой разновидности астероидов вообще ни один космический аппарат еще не приближался. Статья о победных снимках "Розетты" опубликована на информационном портале ЕКА.

Возможно, ответы на многие вопросы, интересующие ученых, появятся в 2014 году, когда "Розетта" с километровой высоты высадит на ядро кометы посадочный зонд "Фила" разработанный германским космическим агентством DLR, которому предстоит провести полный комплекс наблюдений. Это позволит специалистам проверить и откалибровать приборы перед своей главной целью. В частности, "Фила" проверит, есть ли у астероида магнитное поле и газовая оболочка, и измерит их характеристики. Собранная им информация будет ретранслироваться на Землю.