Роберт Квимби и его коллеги из Калифорнии обнаружили в космосе четыре очень ярких сверхновых

Робот обнаружил четыре сверхновых

Роберт Квимби и его коллеги из Калифорнийского Института технологий обнаружили в космосе четыре очень ярких сверхновых звезды, которые нельзя отнести ни к одной из известных астрономам классификаций. Ранее были открыты еще два таких объекта. Сейчас ученые строят гипотезы, которые помогут понять, каким образом сформировались эти космические светила.

Сверхновыми называют очень массивные звезды, завершающие свою эволюцию взрывом. При этом звезда сбрасывает большую часть своей массы в пространство со скоростью до 10 тысяч километров в секунду, обогащая космос тяжелыми химическими элементами, а оставшаяся центральная часть коллапсирует в сверхплотную нейтронную звезду или в черную дыру. В момент взрыва такие объекты очень ярко вспыхивают, так как высвобождается огромное количество энергии. Поэтому появление этих звезд на небосклоне достаточно легко вычислить.

В сущности, сверхновые вовсе не являются вновь рожденными звездами — это всего лишь "послевзрывная" стадия существования "старых" звезд. Кстати, именно со сверхновыми связывают эволюцию Вселенной. Как утверждают ученые, первоначально, сразу после рождения, она состояла исключительно из легких газов — водорода и гелия. Все остальные химические элементы образовались только в процессе горения звезд. То есть большая часть материи, из которой состоит наша Вселенная, является продуктом взрывов сверхновых!

Читайте также: Российские астрономы открыли редкую звезду

Тип сверхновой определяют по наличию в спектре ее излучения линий водорода. Если он присутствует, то сверхновую относят ко II типу, если нет — то к I типу. Сверхновые I типа наблюдаются, как правило, в эллиптических галактиках, состоящих в основном из маломассивных красных звезд, тогда как в спиральных галактиках, к которым принадлежит и наш Млечный Путь, встречаются оба типа объектов, причем сверхновые II типа концентрируются в спиральных рукавах галактик, где идут активные процессы звездообразования и много молодых массивных звезд.

Особенность "незнакомок", обнаруженных Квимби и его соратниками, заключается в том, что в их состав, судя по всему, вместо водорода входит кислород, а их яркость в 10 раз выше, чем у "типичных" сверхновых. Кроме того, у них очень длительный период активности — он составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. "Пиковая яркость и общее количество высвобождаемой энергии чрезвычайно высоки", — заявляет Квимби.

Первые две звезды этого типа были открыты в течение последних десяти лет. Так, в 2005 году стало известно о сверхновой, побившей рекорд по яркости. Теперь к ним прибавились еще четыре не менее ярких.

Как же возникают такие необычные объекты? По одной из версий, они образуются в результате взрыва супермассивных звезд, чья масса больше ста солнечных. Перед "гибелью" эти объекты начинают пульсировать и постепенно сбрасывают водородную оболочку, что ведет к взрыву.

По другой версии, в "нетипичные" перерождаются обычные сверхновые, бедные водородом. Если в большинстве случаев на их месте образуются быстро вращающиеся нейтронные звезды, то в этом случае возникает сильно намагниченная нейтронная звезда — так называемый магнетар. Магнитное поле замедляет его вращение, а высвобождаемая при этом энергия разогревает осколки прежней звезды, так что они начинают сиять необычайно ярко.

Сверхновые не в первый раз преподносят нам сюрпризы. Так, в начале этого года астрофизик Брэд Картер из Университета Южного Квинсленда (Австралия) объявил о возможном взрыве звезды Бетельгейзе, находящейся на расстоянии 640 световых лет от Земли в созвездии Ориона и принадлежащей к типу красных гигантов. По словам ученого, мощность взрыва может оказаться такой, что над Землей зажжется второе солнце, а техника под влиянием идущего от звезды электромагнитного излучения будет выходить из строя…