Звезда Табби подает сигналы?

В последнее время внимание астрономов привлекла далекая звезда KIC 8462852, или Табби. Дело в том, что телескоп Кеплера, наблюдавший за ней с 2009-го по 2013 год, обнаружил: светило регулярно мерцает, причем данный процесс носит не совсем типичный характер… Это навело некоторых экспертов на мысль, что мерцание имеет искусственное происхождение.

Загадочные затемнения

Упомянутая двойная звезда KIC 8462852, расположенная в созвездии Лебедя, в 1480 световых годах от Солнца, получила свое "неофициальное" название в честь впервые исследовавшей ее свойства Табеты Бояджян, сотрудника Йельского университета. В сентябре минувшего года волонтеры Planet Hunters (краудсорсингового проекта по поиску экзопланет) обратили внимание на то, что свет звезды регулярно затемняется.

Обычно это указывает на прохождение перед диском светила экзопланеты. Известно, что наиболее крупные планеты могут блокировать до одного процента излучения звезд, однако в случае с Табби она теряла в периоды затемнений до 20 процентов своей яркости! Кроме того, если дело в планете, то промежутки между затемнениями должны быть регулярными, а между тем, они являются спорадическими: паузы в изменениях свечения могут составлять от пяти до 80 дней.

Кометы или сфера Дайсона?

Бояджян и ее коллеги попытались отыскать причину этой "аномалии". Сначала они внимательно исследовали данные "Кеплера" в поисках возможных ошибок и погрешностей. Но информация не была искажена.

Рассмотрев возможные сценарии, Бояджян пришла к выводу, что тип звезды и ее спектральный анализ исключают изменение светимости из-за внутренних процессов. Затемнение может давать пыль от окружающего звезду кометного облака. В то же время сама исследовательница признает, что это объяснение выглядит немного натянутым: окружение кометным роем характерно для молодых звезд, планетная система которых находится на стадии формирования. Но KIC 8462852 не является такой звездой, поэтому в рой могут входить как кометы, так и астероиды, притянутые на орбиту звезды гравитационным возмущением, вызванным прохождением другого светила несколько тысячелетий назад.

Кроме того, если принять за истину "кометную" гипотезу, то кометы должны быть диаметром от 200 километров. "Сложно подобрать настолько крупные кометы, которые будут блокировать так много света звезды", — заявила Бояджян.

Известие об "аномальной" звезде взбудоражило астрофизическую общественность. Джейсон Райт из Пенсильванского университета даже предположил, что Табби может быть окружена некими мегаструктурами, созданными представителями внеземной цивилизации. Например, это может быть астроинженерный объект, называемый сферой Дайсона, построенный из материала планет местной системы с целью сбора излучаемой звездой энергии.

Райту вторит и директор Исследовательского центра поиска внеземных цивилизаций при Калифорнийском университете Эндрю Симион: "Возможно, мы имеем дело с чрезвычайно развитой цивилизацией, соорудившей большую сеть накопителей, чтобы аккумулировать огромные запасы энергии, получаемой от звезды. Возможно, кривая блеска своей нерегулярностью говорит о том, что вокруг звезды вращаются искусственно созданные объекты".

Если взглянуть на вещи реально…

В поисках истины Брэдли Шефер из Университета штата Луизиана обратился к старым фотопластинкам обсерватории Гарвардского колледжа. Оказалось, что с 1890-го по 1989 год Табби фотографировали более 1200 раз. Выяснилось, что звезда мерцает через короткие промежутки времени, а также на протяжении последнего столетия она постепенно теряла свою яркость.

Хотя окружение светила кометным роем, безусловно, выглядит более правдоподобной версией, чем деятельность инопланетной цивилизации, здесь возникает множество вопросов.

"У них должно быть больше массы, чем мы имеем во всем поясе Койпера, — комментирует Массимо Маренго из Университета штата Айова. — На этом можно было бы выйти, если допустить, что одно и то же семейство комет проходит перед звездой снова и снова. Но с вековой тенденцией затемнения, это семейство комет должно становиться больше всякий раз, когда проходит мимо звезды. Это сложный вариант".

Что же касается гипотезы с инопланетянами, то астроном Фил Плэт подсчитал, что для уменьшения яркости звезды на 20 процентов последним понадобилось бы соорудить как минимум 750 миллиардов квадратных километров энергопанелей, что в полторы тысячи раз больше площади Земли.

19 октября прошлого года Институт SETI начал с помощью радиотелескопа Allen Telescope Array наблюдать за радиоизлучением KIC 8462852, пытаясь уловить сигналы искусственного происхождения, которые могли бы свидетельствовать о присутствии вблизи звезды разумной цивилизации. Однако таковых обнаружено не было.