Земля и космос размежеваны

Где проходит граница между атмосферой Земли и космосом? На этот вопрос ученые долго не могли дать точный ответ, поскольку определить отметку, на которой разряженный воздух становится вакуумом, было практически невозможно. Недавно канадские ученые разработали инструментарий, позволяющий различить дующие в атмосфере ветры и потоки космических частиц. Там, где заканчиваются первые и начинаются вторые, и пролегает межа.

Разработанный канадцами прибор был запущен на околоземную орбиту с космодрома на Аляске два года назад. С его помощью было установлено, что граница между атмосферой и космосом расположена на высоте 118 километров над уровнем моря.

Инструмент, названный STII ( Super - Thermal Ion Imager ), был занят сбором данных все лишь пять минут, пока несущий его спутник поднимался на установленную для него высоту в 200 километров. Таков единственный способ собрать информацию, поскольку эта отметка находится слишком высоко для стратосферных зондов и слишком низко для исследования со спутников.

«Это стал второй случай изучения потоков заряженных частиц в приграничном космосе, - говорит профессор Университета Калгари Дэвид Кнудсен. - И впервые при исследовании были учтены все составляющие, в том числе движение воздуха в самых верхних слоях атмосферы».

Полученные результаты прошли доскональную проверку исследователями из других научных учреждений по всему миру, которые коллегиально приняли решение признать открытие канадцев как границу между космосом и земной атмосферой. Естественно, четкой линии раздела между вакуумом и стратосферой провести невозможно, но используемая методика разделения ионных потоков и ветров поможет разграничить сферы ответственности, где климатология встречается с астрономией.

Дэвид Кнудсен уверен, что продолжения исследований пограничных регионов позволит узнать много новых фактов о воздействии космического излучения на климат Земли, о том, какое воздействие энергия ионов имеет на окружающую нас среду. Изменение интенсивности солнечной радиации, напрямую связанное с появлением пятен на нашем светиле, каким-то образом влияет на температуру атмосферы, и последователи аппарат STII могут быть использованы для обнаружения этого влияния.

STII стал прототипом для целой серии инструментов, три из которых будут направлены в космос Европейским космическим агентством на борту спутник «Лебедь ( Swan )» уже в ближайшее время. Они спроектированы для четырех лет беспрерывной работы, которая будет заключаться в сборе данных о приграничных областях космоса и атмосферы.

Всего же Университет Калгари разработал двенадцать различных анализирующих устройств, предназначенных для изучения различных параметров ближнего космоса. Они также прошли полевые испытания, и пять из них были отобраны для совместного путешествия с «Лебедем» на орбиту Земли.