Столкновение планет у стеклянной звезды

Формирование звездных систем происходит постоянно, поэтому зафиксированное космическим телескопом "Спитцер" столкновение двух экзопланет не стало для Галактики чем-то из ряда вон выходящим. Другое дело – астрономы, которым впервые выпала возможность наблюдать событие во всех подробностях. Ведь подобные катастрофы происходили и в Солнечной системе, и их изучение поможет пополнить знания о планетарной эволюции.

Планетарная катастрофа произошла в системе молодой звезды HD 172555, которая расположена в 100 световых годах от Земли. Поскольку Млечный Путь имеет диаметр около 100000 световых лет, то можно сказать, что события разворачивались буквально по соседству от нас.

Столкновение двух вращающихся вокруг HD 172555 небесных тел, одно из которых имеет размеры Меркурия, а второе сравнимо с Луной, было вполне предсказуемо. Если первая планета двигалась в точности в соответствии со своей стабильной орбитой, то планетоид приближался к звезде по спирали.

Читайте также "На Юпитер надейся, а сам не плошай"

Как показала реконструкция события, при ударе луноподобный планетоид фактически развалился на множество мельчайших астероидов, а на поверхности "Меркурия" произошли необратимые изменения. Ударная волна была настолько сильной, что полностью удалила твердую планетарную кору, обнажив магматическое ядро.

HD 172555 является очень молодой во меркам Вселенной звездой – ей всего несколько миллионов лет. Астрономы считают, что подобные планетарные катастрофы происходят достаточно часто в формирующихся звездных системах, в том числе имели место и в процессе образования Солнечной системы.

Столкновение планет у стеклянной звезды
Предполагается, что подобным образом появилась Луна, когда крупная блуждающая планета, получившая название Тейя, столкнулась с Марсом около 4 миллиардов лет назад. Наблюдение за событиями в системе HD 172555 позволит ученым познакомиться с таким явлением поближе и на основании этого разработать модель формирования спутника Земли

Еще одним интересным косвенным выводом из происшествия является признание того факта, что твердотельные планеты достаточно распространены во Вселенной. Большинство открытых экзопланет являются газовыми гигантами, и ученые предполагали, что таковы в массе своей и остальные экзопланеты.

Тем не менее, на орбите HD 172555 было зафиксировано столкновение сразу двух планет с высокой плотностью, что казалось математически невероятным.

Астрономам приходится признать, что подобное явление требует пересмотра современного взгляда на экзопланеты – возможно, что пригодных для освоения планет окажется гораздо больше, а мы пока не в состоянии их обнаружить исключительно из-за несовершенства средств наблюдения.

Но даже если бы возле HD 172555 не произошло столкновения планет, эта звезда все равно привлекала бы внимание астрономов. Ученые считают, что она не совсем обычна для Галактики, поскольку практически полностью состоит из кремния.

Спектральный анализ света молодой звезды показал, что кремний является основным компонентом ее ядра. Температура HD 172555 заставляет астрофизиков предположить, что фактически звезда образована из… жидкого стекла. Возможно, дальнейшие исследования позволят установить, по каким законам существует подобное космическое тело.