Черные дыры испытают Вселенную на прочность

Черные дыры – сверхмассивные космические объекты, сила гравитации которых не отпускает даже фотоны, являются обыденностью, как для Вселенной, так и для наблюдающих за ней астроном. Но новое открытие по настоящему поражает воображение – гигантская система из двух черных дыр сопоставима по размерам с целой галактикой. Столь крупные размеры данного явления позволят ученым наблюдать работу теории гравитации на практике.

Двойная черная дыра расположена на расстоянии 3,5 миллиарда световых лет от Земли. Она является сердцем квазара OJ287 и главным источником его излучения. В центре расположена большая дыра, масса которой равна 18 миллиардам солнечных масс, а вокруг нее совершает обороты объект поменьше, тянущий «всего» на 100 миллионов масс Солнца.

Обнаруженный объект является самой большой черной дырой во Вселенной – его размеры в шесть раз больше, чем у ближайшего конкурента! Его точные габариты и вес определили финские астрономы под руководством Маури Валтонена из обсерватории Туорла, опередив ученых из других мировых астрономических центров. Но полученные числа – предварительные. Из-за размеров большой дыры, ее массу предсказали через массу дыры-спутника.

Читайте также "Малышки из Туманности Розетки"

Чудовищная сила гравитационного поля центральной черной дыры заставляет орбиту его сателлита наклоняться под углом в 39 градусов относительно плоскости квазара. При этом меньшая черная дыра несется через пространство с головокружительной скоростью – окружающие обе дыры диски звездной материи сталкиваются каждые 12 часов, увеличивая интенсивность пульсирование квазара OJ287.

Притягивая из окружающего космического пространства строительный материал, оба компонента черной дыры постепенно растут. Американский астрофизик Крейг Уиллер уверен, что для подобных объектов пределов роста нет – они могут увеличиваться бесконечно. И чем больше становится объем черной дыры, тем выше показатель ее гравитационного поля, и тем больше космической пыли она притягивает в дальнейшем.

По расчетам ученых, двойная черная дыра скоро прекратит свое существование – в течение ближайших 10000 лет большая дыра полностью поглотит маленькую.

Самой приятной стороной это открытия стал тот факт, что система черных дыр полностью укладывается в гравитационную теорию Альберта Эйнштейна, и что ее поведение можно просчитать заранее, согласно этой научной модели. Поскольку гравитационные поля подобных гигантских объектов не чувствительны к влиянию других тел, то можно говорить об идеальной системе, наблюдение за которой позволит физикам проверить ряд гипотез и рассчитать точные значения некоторых констант.