Загадка двойного ядра Андромеды раскрыта

Проведя компьютерное моделирование поведения материи на промежуточных дистанциях от сверхмассивной черной дыры, калифорнийские астрофизики установили причины существования у галактики Андромеды двойного ядра. Также они теоретически рассчитали снижение величины центробежных сил, позволяющих черной дыре беспрепятственно "всасывать" материю.

Первый раз заглянуть в самый центр знаменитой Туманности Андромеды (М31) — сверхгигантской галактики, удаленной от нас примерно на 2,5 млн световых лет, удалось в 1993 году при помощи орбитального телескопа Hubble. По полученным снимкам ученые сразу определили, что центр этот — двойной. Но, несмотря на многочисленные исследования, проведенные с тех пор, однозначного объяснения этой странной особенности Андромеды найдено так и не было.

Теперь, возможно, ученым, наконец, удалось приблизиться к разгадке тайны активных центров всех крупных галактик — и далекой Андромеды, и нашего Млечного Пути, — где обнаруживаются сверхмассивные черные дыры (СЧД). Об этом свидетельствует недавно опубликованная в издании Universe Today работа калифорнийских астрономов Филиппа Хопкинса (Philip Hopkins) и Элиота Кватерта (Eliot Quataert).

Ученых всегда интересовал вопрос: как все-таки черная дыра умудряется поглощать такое количество материи? Расчеты показывают: падение в эту бездну происходит по спиральной траектории так быстро, что создается огромная центробежная сила, способная, по меньшей мере, сильно замедлить движение вещества в СЧД, а то и вовсе позволить ему вырваться прочь.

Читайте также: "Звездная пыль" молодых галактик

Как отмечают специалисты, подобная форма диска приводит к тому, что газ и пыль вокруг дыры постепенно теряют угловой момент и падают на нее. Новые результаты, по мнению астрофизиков, окажут влияние на развитие современных моделей галактической эволюции. Однако при этом обнаружить такие диски достаточно сложно — их изучению мешает свечение окрестностей дыры.

Материя, оказавшаяся достаточно близко — порядка трети светового года — поглощается легко. На таком расстоянии влияние СЧД очень велико, в том числе и влияние ее магнитного поля, которое замедляет вращение и ослабляет центробежные силы.

Если дистанция намного больше — от 30 до 300 световых лет, то подталкивать материю к черной дыре могут и гравитационные взаимодействия между объектами самой галактики, и влияние соседних галактик. Но вот на промежуточных расстояниях — между примерно 0,3 и 30 световыми годами от центра галактики, по всем расчетам, не должно быть противовеса, способного нивелировать эффект центробежных сил и подтолкнуть вещество в недра СЧД.

Именно с этим вопросом оказалась связана "двойная" природа центра галактики Андромеда — по крайней мере, к такому выводу пришли ученые, проведя компьютерное моделирование поведения материи на промежуточных дистанциях от СЧД.