Пятна на Солнце играют по своим правилам

Ученые постоянно измеряют плотность электромагнитного излучения на Солнце, следят за порывами солнечного ветра и, разумеется, считают образующиеся там пятна. Но нередко полученные данные не подвергаются должному анализу, и существующая между ними явная закономерность остается незамеченной. Вместе с тем именно солнечные пятна являются мощным источником ультрафиолетового излучения, ежесекундно атакующего нашу планету.

Данные о количестве наблюдений солнечных пятен накапливались более 100 лет и составили солидный архив информации, которой астрономы смогли распорядиться сейчас. Они обратили внимание, что последовательность дней, в которые пятна не наблюдаются, подвержена определенной закономерности – имеет цикл с изменяющимся периодом.

На протяжении 2008 года 266 из 366 дней Солнце демонстрировало ученым свою абсолютно ровную поверхность – ни одно пятно не испортило его лица. Получается, что 73 процентов времени наше светило пребывало в относительном спокойствии.

2009 год еще больше изменил соотношение «ясных» и «пасмурных» дней на Солнце – за три месяца наблюдений солнечные пятна регистрировались лишь в течение 12 дней, т.е. показатель спокойных дней составил 87 процентов.

Подняв архивные документы, астрономы обнаружили, что солнечная активность меняет по неясному циклу, период которого меняется в диапазоне от 10 до 15 лет. Самое чистое Солнце светило над Землей в 1913 году – на протяжении 311 дней ни одного пятнышка не было обнаружено. Однако если спокойствие на Солнце сохранится до конца года, лавры самого «ясного» солнечного года достанутся 2009-му.

Одновременно с этим ученые изучили записи радионаблюдений за светилом, которые ведутся с 1995 года. Существование устойчивой связи между солнечной активностью и сигналом на радиоволне длиной 10,7 сантиметра известно давно, и новые исследования лишь подтвердили существующие научные теории.

Знания о солнечных пятнах очень важны. Эти острова магнетизма размером с крупную планету возникают на Солнце по малоизученным причинам. Они вызывают солнечные вспышки, массированные коронарные выбросы и усиление потока ультрафиолета, извергаемого на Землю.

Кроме того, усиление солнечных ветров ведет к бомбардировки магнитного поля нашей планеты потоками радиоактивных частиц и ионов легких химических элементов. Результатом такой атаки становится не только прекрасное Северное сияние, но и высокий риск для здоровья космонавтов, находящихся на околоземной орбите. Ионные потоки разрушительно действуют на спутники связи, создавая подчас непреодолимые помехи в их работе.

Обнаруженные циклы пока не удается связать с другими периодическими процессами на Солнце – пульсацией его магнитного поля и синусоидальными изменениями в термоядерных процессах, заставляющих звезду светиться. Современные вычислительные методы и недостаток информации не дают возможности точно рассчитать прогноз появления пятен, однако астрономы уже установили - минимум активности будет достигнут в этом году, после чего начнется следующий этап роста с достижением максимума в конце 2012 – начале 2013 гг.

15 января стало известно, что российское правительство начало разработку санкций в отношении некоторых функционеров Всемирного антидопингового агентства (WADA).

Как Россия покарает членов WADA за Олимпиаду-2018