Поднебесная стремится ввысь

Похоже, Китайскую империю не зря с древности именовали Поднебесной. Недавно правительство этой страны опубликовало так называемую Белую книгу, в которой подводятся итоги развития космической отрасли и ставятся новые цели. За последние пять лет Китай стал полноценной космической державой и не собирается останавливаться на достигнутом.

Белой книгой в Китае называют официальный документ, в котором разъясняется государственная политика в какой-либо из ключевых для страны отраслей. Первая Белая книга, посвященная развитию китайской космонавтики, вышла в свет в 2000 году, вторая — в 2006-м.

За прошедшую пятилетку Китай осуществил 67 успешных ракетных стартов, в результате которых были выведены на расчетные орбиты 79 аппаратов. Так, в сентябре 2008 года был запущен корабль "Шэньчжоу-7" с людьми на борту, один из членов экипажа которого стал первым китайским космонавтом, вышедшим в открытый космос.

Читайте также: НАСА: итоги года и перспективы развития

В 2007 и 2010 годах состоялись запуски двух лунных зондов — "Чанъэ-1" и "Чанъэ-2", а в декабре 2011 года на орбите началась сборка будущей китайской космической станции, которая должна завершиться в 2020 году. Правда, большая часть космических технологий Поднебесной позаимствована у соседей.

К примеру, "Шэньчжоу" представляет собой слегка видоизмененный отечественный "Союз", а будущая космическая станция — модернизированный "Салют-7", вышедший из эксплуатации еще 20 лет назад. Но при этом темпы технологических достижений Китая являются очень впечатляющими.

Перспективы же у китайской космонавтики выглядят еще более радужными, чем ее настоящие достижения, считают авторы Белой книги образца 2011 года. Так, один из пунктов национальной космической программы, рассчитанной на ближайшую пятилетку — запуск двух кораблей к орбитальной станции для осуществления пилотируемой стыковки. Проект предусматривает недолгое пребывание людей в базовом модуле МКС.

Планируется и разработка Китаем модели собственного грузового корабля, а также новых ракет-носителей трех типов, относящихся к так называемому семейству "Великий поход" (CZ). Носитель CZ-5, который должны построить к 2014 году, сможет доставлять груз массой до 25 тонн на низкую опорную орбиту и груз до 14 тонн — на геостационарную орбиту. Ракета поколения CZ-6 будет способна выводить на солнечно-синхронную орбиту груз общим весом до одной тонны, а носитель поколения CZ-7 — до 5,5 тонны.

На этой неделе был дан официальный старт системе спутниковой навигации "Бэйдоу", несмотря на неполную группировку спутникового комплекса (он составляет всего 10 единиц). Предполагается, что к 2020 году система выйдет на полную мощность, и в зону ее покрытия войдут вся Юго-Восточная Азия, часть Южной и Средней Азии, а также отдельные российские регионы.

На 2013 год Китай также наметил отправку зонда на Луну. Кроме того, он предполагает участвовать в проектах по мониторингу космоса и способствовать удалению космического мусора, что ему уже с успехом приходилось делать.

Что касается международного сотрудничества, то, если с НАСА и ЕКА отношения у Китая пока достаточно прохладные, то "дружба" с Роскосмосом вполне ладится.

Кстати, о Роскосмосе. Как известно, российская космонавтика в прошедшем году переживала не самые лучшие времена. В августе сошел с орбиты спутник "Экспресс-АМ4", принадлежащий ФГУП "Космическая связь". Выяснилось, что аппарат перешел в режим ожидания, и использовать его по назначению уже не представлялось возможным.

Еще большей неудачей обернулся запуск в ноябре российской межпланетной станции "Фобос-Грунт", в задачи которой входила доставка образцов грунта с марсианского спутника "Фобос" для лабораторных исследований. В результате сбоя аппарат отклонился от заданной траектории, перешел в аварийный режим, и с ним была потеряна связь, которую не могли восстановить в течение двух недель. Отечественная "миссия на Марс" оказалась провалена. По данным НАСА, в январе спутник должен упасть на Землю в районе Афганистана.