Тайну галактики М106 раскрыли спустя полвека

На протяжении десятилетий астрономы ломали головы, каким образом в спиральной галактике из созвездия Гончих Псов возникли два звездных рукава, невидимых для человеческого глаза. Рукава даже назвали «аномальными». Чтобы разгадать эту тайну, потребовалось сравнить данные, полученные с четырех телескопов.

Открытая еще в 1781 году спиральная галактика представляет собой небольшой «островок» на небе в созвездия Гончих Псов. М106 удалена от Земли почти на 25 миллионов световых лет. Основным украшением галактики считаются её спиральные рукава – расходящиеся от центра галактики к периферии скопления межзвездного газа и молодых звезд.

Эти рукава долгое время ставили ученых в тупик. Анализируя данные, полученные четырьмя космическими обсерваториями, астрономы университета штата Мэриленд (Соединённые Штаты), похоже, сумели, наконец, раскрыть эту тайну.

Они использовали уникальные способности рентгеновских обсерваторий Chandra (NASA) и XMM-Newton (ESA), а также космических телескопов Spitzer и Hubble (NASA).

На изображениях в видимом свете два рукава отходят от яркого галактического ядра. «Эти рукава находятся во власти молодых, ярких звезд, которые освещают газ в их пределах. В то же время, 45 лет назад на рентгентовских снимках было выявлены два дополнительных, невидимых для человеческого глаза рукава, расположенные между основными рукавами», - говорит член исследовательской группы Эндрю Вильсон.

Пораженные ученые даже назвали этот феномен «аномальными рукавами». Первоначально считалось, что оно образованы потоками частиц испускаемых, супермассивной чёрной дырой. Однако позже эта точка зрения была опровергнута.

Как выяснилось теперь, рукава-призраки – продукт диска галактики, они «выпирают» под воздействием нагретого газа. Галактический диск – это плоская звездно-газовая подсистема, где сосредоточен почти весь межзвездный газ и молодые звезды; они упорядочены и вращаются вокруг центра галактики по орбитам, лежащим в одной плоскости.

Помимо изучения загадки «аномальных галактических рукавов», наблюдения, произведенные американскими астрономами, позволяют оценить энергию частиц и измерить их взаимоотношения с чёрной дырой расположенной в центре галактики M106.