Космическая обсерватория «Гершель» готова к полету

В скором времени на околоземной орбите появится новый искусственный спутник Земли – космическая обсерватория «Гершель». Этот уникальный телескоп будет сканировать пространство в субмиллиметровом диапазоне, что позволит изучать молекулярную структуру космических облаков. Возможно, именно исследования «Гершеля» позволят приоткрыть завесу тайны «темной материи», из которой состоит около 85 процентов Вселенной.

Проект создания единой европейской обсерватории на околоземной орбите появился еще в 1982 году по инициативе Европейского космического агентства (ESA). Ему было присвоено имя великого англо-немецкого астронома и физика Уильяма Гершеля, который открыл инфракрасный диапазон света, а также обнаружил две луны Сатурна – Мимас и Энцелад - и две луны Урана – Титанию и Оберона.

На днях ESA сообщило о завершении наземных работ по подготовке обсерватории «Гершель» к выводу на орбиту. Строительство аппарата продолжалось более 20 лет и обошлось в 1,1 миллиард евро. Самым сложным компонентом обсерватории стало вогнутое зеркало диаметром 3,5 метров. Оно то и стало главной технической трудностью в производстве.

«Это керамическое зеркало – самый большой объект в мире, сделанный из карбида кремния, - рассказывает руководитель проекта Томас Пассвогель. - Выполнить такую работу было непросто, но в результате мы получили материал, который гораздо чище других видов стекла и обладает превосходными отражающими свойствами».

Зеркало, так же как и все остальные системы обсерватории, предназначено для безотказной работы в условиях сверхнизких температур от 0 до 50 градусов по Кельвину (от -273 до -223 по Цельсию). Чтобы защитить зеркало от любых неполадок, связанных с переходом между разными температурными средами, на Земле его охлаждают до этого диапазона температур при помощи 2000 литров жидкого гелия.

В отличие от исправно функционирующего телескопа Хаббла, который изучает Вселенную в видимом диапазоне волн, «Гершель» будет оперировать радиочастотами – крайним участком инфракрасного спектра и субмиллиметровыми волнами. Такой режим сканирования даст больше информации о химическом составе веществ, из которых строятся звезды.

Основной задачей орбитального телескопа будет изучение процесса возникновения звезд, молекулярных облаков и темных пылевых объектов, закрывающих от нас часть Галактики. Возможно, на основании полученных данных можно будет смоделировать рождение как отдельных звезд, так и всей Вселенной. Также ученые питают надежду, что результаты наблюдения помогут подтвердить или опровергнуть теорию существования «темной материи» и «темной энергии».

Кроме того, изучая многократно отраженное микроволновое излучение нашего спектра Галактики, «Гершель» может собрать косвенные данные о том, как 4,5 миллиарда лет назад возникла Солнечная система.

В конце этой недели обсерватория «Гершель» будет доставлена на космодром Куру в Южной Африке. Оттуда она будет запущена на орбиту вместе с исследовательским спутником «Планк» на ракете-носителе «Ариана-5». По окончанию подъема оба аппарата займут сложную орбиту Лиссажу относительно системы Земля-Солнце, вращаясь вокруг точки, отдаленной от Земли на 1,5 миллиона километров.