Жизнь на экзопланетах могли погубить супервспышки

Астрономы обнаружили в нашей Галактике двойную звезду KIC9655129, на которой наблюдаются вспышки высокой интенсивности. Ученые считают, что аналогичные явления теоретически могут происходить и на Солнце, что вызовет на Земле гигантские катаклизмы. Кстати, именно "супервспышки" могли стать причиной необитаемости ряда землеподобных экзопланет.

Коварная звезда

Вспышкой в астрономии называется взрывной процесс выделения энергии (световой, тепловой и кинетической) в атмосфере светила. "Супервспышки" превышают выбросы обычной интенсивности примерно в десять раз.

KIC9655129 была обнаружена с помощью телескопа Kepler. Ученые решили применить анализ временных рядов для исследования профиля излучения на кривой блеска вспышек звезды и зафиксировали в "сверхвспышках" многократные волны (это явление возникает, когда одни волны накладываются на другие), свойства которых соответствуют параметрам обычных солнечных вспышек.

Это косвенно свидетельствует о том, что наше родное Солнце тоже не застраховано от подобных "взрывов".

"Если на Солнце произойдет сверхвспышка, это будет иметь разрушительные последствия для жизни на Земле, — прокомментировала одна из соавторов исследования, Хлое Паг, в журнале Astrophysical Journal Letters. — GPS и радиосвязь прервется. Также можно ожидать масштабных отключений электроэнергии. К счастью, условия, необходимые для возникновения супервспышки, крайне маловероятны для Солнца".

Что сжигает Kepler-438b?

Но если за Солнце и Землю пока можно не бояться, то вот с другими планетами дело обстоит гораздо хуже… Так, недавно ученые из Уорикского университета выяснили, что именно супервспышки материнской звезды сделали непригодной для жизни экзопланету Kepler-438b, очень похожую на Землю. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Kepler-438b, расположенная приблизительно в 470 световых годах от Земли, была открыта в январе этого года. На сегодняшний день она обладает максимальным индексом землеподобия (Earth Similarity Index, или ESI). Он составляет 0,88. Ее радиус всего на 12 процентов больше, чем у Земли, а температура поверхности составляет от 0 до 60 градусов Цельсия. Эти параметры близки к земным.

Что же касается массы, то есть предположение, что она где-то в 1,4 раза больше земной. Однако планета расположена ближе, чем наша Земля, к своей звезде — красному карлику Kepler-438, который значительно меньше по размерам и холоднее Солнца.

Полный оборот вокруг него планета совершает за 35 дней. Нет сомнений, что она находится в пределах так называемой обитаемой зоны — там не слишком жарко и не слишком холодно, чтобы на поверхности планеты могла существовать вода в жидком состоянии.

Супервспышки на Kepler-438 происходят раз в несколько сотен суток. Как видите, это довольно часто… Каждый такой выброс эквивалентен взрыву до ста миллиардов тонн тротила. Но вспышки дают еще и побочный эффект — корональные выбросы массы, которые буквально выжигают атмосферу планеты.

"Если бы Kepler-438b обладала магнитным полем, подобным земному, оно прикрывало бы планету хотя бы частично, — считает ведущий автор исследования Дэвид Армстронг. — Но если магнитного поля нет и вспышки сильны, то экзопланета, скорее всего, потеряла свою атмосферу, подвергается усиленному воздействию радиации (ультрафиолетовой и рентгеновской) и в целом представляет собой слишком суровую среду для существования жизни".

Иллюзия обитаемости

Не исключено, что подобное случилось не только с Kepler-438, но и со многими другими экзопланетами. Хотя на сегодняшний день телескоп Kepler нашел уже более 2000 экзопланет, наличие жизни ни на одной из них пока не подтвердилось. Так, у экзопланеты GJ1132b, о которой писали, что, "вероятно, это открытие может стать самым важным в истории поиска планет вне Солнечной системы", несмотря на ее максимально близкое к Земле расстояние по сравнению с другими обнаруженными на сегодня экзопланетами, температура поверхности оказалась выше земной как минимум на несколько сотен градусов по Цельсию.

Не оправдался энтузиазм и в отношении планет Tau Ceti e и Kepler 186f, которых также окрестили в свое время "близнецами Земли"…

Так что ни индекс "землеподобия", ни нахождение в зоне обитаемости еще не могут гарантировать, что на планете есть живые существа. А если когда-то они там и жили, то могли погибнуть в результате какой-нибудь глобальной катастрофы или ряда катаклизмов…

Таким образом, вероятность того, что совсем близко от нас и одновременно с нами существует другая разумная цивилизация, не очень велика, и пока рассуждать об этом можно лишь на гипотетическом уровне.