Почему "челябинца" не обнаружили раньше?

До сих пор многие, слыша об истории Челябинского метеорита, задают ученым вопрос: почему же они своевременно не обнаружили этот астероид? Ответ очень простой — потому, что он летел со стороны Солнца! В докладе ко Дню космической науки в Институте космических исследований РАН академик М. Я. Маров раскрыл и другие тайны этого незваного гостя.

В программе Дня космической науки в Институте космических исследований РАН академиком Михаилом Яковлевичем Маровым был представлен доклад "Изучение Челябинского метеорита". Это говорит о том, что исследование столкновения Земли с астероидом из группы Аполлона, чьи орбиты пересекают земную орбиту с внешней стороны и являются потенциально опасными для нашей планеты, что подтверждено событием 15 февраля 2013 года, до сих пор продолжается и интерес к незваному гостю не ослабевает.

Как мы помним, вхождение астероида диаметром 18 метров в земную атмосферу завершилось взрывом раскалившегося тела метеорита, выпадением множества его осколков разных размеров на протяженной части завершения траектории с финальным падением в озеро Чебаркуль. Был пробит ледяной покров озера, и на дне пока лежат завершившие полет остатки астероида, еще не поднятые на поверхность. Будущие экспедиции разыщут и поднимут небесного гостя для дальнейших исследований, а по горячим следам были собраны фрагменты астероида, обнаруженные самыми разными людьми — от шоферов на трассах до жителей Челябинска и окрестностей, а также ученых и специалистов, оказавшихся в зоне космического события. Сбор космического материала продолжается и будет продолжен, поскольку это незаурядное событие дает интереснейшую возможность исследования материи — строительного материала Солнечной системы.

Читайте также: Челябинский метеорит подрался или обжегся?

Взрыв метеорита произошел над многолюдным городом (ведь южноуральский Челябинск — город-миллионник) на рассвете, когда многие уже бодрствовали. Ярчайший след в утреннем небе завершился взрывом на высоте 23 километров, когда астероид разрушился в ослепительной вспышке! Сияние ярче Солнца заставило людей броситься к окнам. Многие получили травмы, поскольку ударной волной выбило стекла. Именно поэтому резонанс события был весьма значителен — многим потребовалась медицинская помощь. Как не припомнить падение Тунгусского метеорита! Он был несравненно массивнее, его падение вызвало пожар и вывал леса, но в местах таежных и безлюдных…

М. Я. Маров 0
 М. Я. Маров 0
М. Я. Маров

Тогда обошлось без жертв, а если бы Тунгусский пришелец упал в густонаселенном регионе, то трагические последствия были бы неизбежны! Поэтому астероидная опасность оценивается учеными и непрерывно производится мониторинг потенциально опасных объектов. В Интернете есть рубрика "астероидная опасность", и любой человек может ознакомиться с теми объектами ближнего космоса, которые опасно сближаются с нашей планетой.

Вы спросите — почему же не выявили астероид, взорвавшийся над Челябинском? Объяснение существует: он летел со стороны Солнца! Очень трудно, практически невозможно было отследить его приближение. Сравнительно небольшая масса астероида, всего 11 тонн, при взрыве вызвала разрушения, да и люди пострадали при этом. Отклик на это событие во всем мире в очередной раз убедил человечество в реальности астероидной опасности.

По статистике подобные события происходят приблизительно раз в сто лет. Челябинский метеорит полностью соответствует статистике, отметил академик М. Я Маров, приход Челябинского метеорита после Тунгусского отдален примерно таким временным интервалом. Чрезвычайно интересным является установленный учеными факт — Челябинский метеорит представляет собой фрагмент более крупного тела, претерпевшего удар и разрушение. Это выявлено по структуре его вещества, для которой характерны специфические особенности неоднородного химического состава, говорящие ученым о том, что это вещество претерпело ударный нагрев и частичное плавление при столкновении астероидных тел в прошлом.

По составу астероид представляет собой обыкновенный хондрит, хондриты делятся на 3 группы в зависимости от содержания железа в оливине и пироксене. Светлые и темные разновидности гранул в структуре челябинских осколков хондрита говорят об ударном расплаве, историю этого небесного пришельца можно реконструировать, исследуя морфологию и применяя протонный анализ. Прожилки между светлыми гранулами заполнены темным и мелкозернистым ударным расплавом. Это порода времен возникновения Солнечной системы, возраст которой 4,65 миллиарда лет.

Удар, который привел к обнаруженному в метеоритной породе метаморфизму, мог произойти на очень ранней стадии формирования вещества планетезималей — протопланетных тел. Исследование изотопного состава метеоритного вещества позволяет предполагать и второе ударное событие, которое датируется гораздо более поздними сроками — порядка 300 миллионов лет.

Одно или два события сформировали Челябинский астероид? Пока вопрос остается открытым. Уверенно можно сказать, что астероид дробился — Челябинский метеорит является осколком более крупного тела из группы астероидов Аполлона. Отколовшийся фрагмент с изменившейся орбитой сблизился с Землей и совершил падение в озеро Чебаркуль. Такие малые тела — метеороиды представляют собой элементы истории формирования Солнечной системы, прямое изучение их вещества дает представление о фазах создания Солнечной системы, что чрезвычайно важно.