Двойник Земли может быть совсем рядом

Команда астрономов под руководством Эрика Петигуры из Калифорнийского университета в Беркли (США) на основании данных телескопа "Кеплер", занимающегося поиском потенциально обитаемых планет, сделала открытие: оказывается, ближайшая к нам землеподобная планета, вращающаяся вокруг звезды, похожей на Солнце, может находиться совсем неподалеку.

Исследование основано на данных космического телескопа "Кеплер", занимающегося поиском потенциально обитаемых планет. Согласно им, размер у таких планет должен быть не меньше земного, но в то же время не превышать его более чем в два раза. Кроме того, они должны получать от своего светила от четверти до четырех солнечных постоянных (солнечной постоянной называют суммарный поток солнечного излучения, проходящий за единицу времени через единичную площадку, ориентированную перпендикулярно потоку, на расстоянии одной астрономической единицы от Солнца вне земной атмосферы. — Ред.).

Группа Петигуры сосредоточилась на так называемых желтых и оранжевых карликах — звездах, по параметрам похожих на Солнце. Всего эксперты проанализировали 42 тысячи солнцеподобных светил, зафиксированных ранее "Кеплером". Информацию удалось собрать всего о 603 планетах. Выяснилось, что только часть из них имеет размеры, близкие к земным — а если точнее, в диапазоне от одного до двух радиусов нашей планеты. При этом лишь десяток получают от материнских светил излучение, необходимое для попадания планет в зону обитаемости.

Читайте также: Охота на пришельцев начнется через… 5 лет!

Однако можно ли целиком полагаться на сведения, добытые "Кеплером"? Ведь заметить планету на дистанции в сотни световых лет не так-то просто. Чтобы сгладить погрешность, специалисты решили ввести в программу обработки данных телескопа "фальшивые" планеты. После этого ученые подсчитали процент объектов, которые не были обнаружены "Кеплером" в ходе стандартного поиска.

В итоге выяснилось, что характеристикам обитаемости соответствуют от 14 до 30 процентов всех желтых и оранжевых карликов. А ведь к светилам этих типов относится 20 процентов из 200 миллиардов звезд нашей Галактики! То есть, потенциально в 12 миллиардах звездных систем Млечного Пути может существовать жизнь. А это означает, что ближайшая обитаемая планета может располагаться примерно в двенадцати световых годах от нас.

Впрочем, результаты исследования, проведенного Петигурой и его коллегами, в научном сообществе могут быть восприняты неоднозначно. Так, все десять найденных "Кеплером" планет земного типа вращаются вокруг оранжевых карликов спектрального класса К, и теория о том, что такие же объекты могут существовать возле желтых карликов спектрального класса G, основана всего лишь на ничем не подкрепленном предположении. Прежде чем делать такой вывод, необходимо сначала доказать, что оба класса светил обладают близкими по параметрам планетными системами.

Да и характеристики, данные авторами исследования потенциально обитаемым планетам, не вполне соответствуют общепринятым. Так, в нашей Солнечной системе есть тела с подобными характеристиками, например, Марс и Венера, однако еще никто пока не обнаружил на них признаков живых организмов. А некоторые оценки показывают, что если бы наша планета получала хотя бы 1,05 от солнечной постоянной, она стала бы непригодной для жизни!

Но, если даже характеристики планеты, согласно исследованию Петигуры, идеально подходят для зарождения жизни, это еще не значит, что та на ней зародится… Возьмем для примера ту же Венеру, которая получает в 1,9 раза больше света, чем Земля, и рассеивает в космос 0,760 от попадающего на нее излучения, тогда как Земля рассеивает лишь 0,306 световых лучей. Почему же на Венере не цветут яблони, а вместо этого она является самым горячим объектом Солнечной системы?

Или взять Марс, чье сферическое альбедо равняется 0,15 (это в два раза меньше, чем у Земли), и потому он поглощает гораздо большее количество доходящего до него излучения. Отчего же на нем так холодно, что почти не встретишь воды в жидком виде?

Просто мы не учли прочие параметры. Так, атмосфера Венеры обладает плотностью в сто раз больше, чем земная, и вдобавок состоит из углекислого газа, что создает мощный парниковый эффект. Следовательно, вода с ее поверхности должна была давно испариться. А у Марса плотность атмосферы, напротив, в 110 раз ниже земной, отчего она не в состоянии удержать тепло поглощаемых ею солнечных лучей.