Знаменитому орбитальному телескопу пора вернуться на Землю

Телескоп Хаббл несет службу на околоземной орбите с 1990 года. На его счету около миллиона снимков 22 тысяч космических объектов. Несмотря на высокую стоимость эксплуатации и ряд поломок, произошедших за последние годы, он до сих пор остается незаменимым астрономическим инструментом. Но в 2013 году будет снят с орбиты и затоплен в океане. На смену ему должны прийти новые устройства, которые уже находятся в производстве.

Вклад телескопа-ветерана в астрономию сложно переоценить. Около четырех тысяч астрономов со всего мира сделали сотни открытий, используя данные космической обсерватории. Так, например, были составлены подробные карты карликовых планет Плутон и Эрида, определен точный возраст Вселенной – 13,7 миллиарда лет и получено доказательство того, что практически все звезды вскоре после рождения начинают формировать собственные планетарные системы.

Главным достижением телескопа Хаббл стало исполнение его первоначальной миссии – регулярное наблюдение за космосом позволило установить более точное значение переменной Хаббла. Это число определяет ускорение движения небесных тел по мере удаления от центра Вселенной. Теоретические подсчеты содержали погрешность примерно в 50 процентов, результат работы обсерватории сократил ее до 10 процентов.

Читайте также "Новый детектор будет искать инопланетян на Марсе"

Однако ресурсы космического аппарата не могут быть вечными, и в скором времени телескоп Хаббл собирается на пенсию. Для его текущего ремонта на следующей неделе будет совершена последняя сервисная миссия, после чего техническая поддержка прекратится. Заменить телескоп готовятся сразу несколько станций наблюдения, каждая из которых будет выполнять свою миссию.

Джеймс Вебб (1906-1992 гг.)
На днях в Мюнхене (Германия) была представлена полномасштабная модель будущего орбитального телескопа Европейского космического агентства, названного в честь второго руководителя NASA Джеймса Вебба. По всем параметрам он значительно превосходит Хаббл. Так, его рефракционное зеркало имеет диаметр 6,5 метра против 2,4 метра у телескопа Хаббл.

Для уменьшения веса отражающей поверхности ученым пришлось пойти на хитрость – использовать для создания зеркал очень редкое вещество берилл. Этот минерал образуется в результате сложного взаимодействия углерода и кислорода в экстремальных условиях. Его не сложно обнаружить в космическом пространстве – в огромных количествах он извергается из недр звезд. Однако на Земле его можно найти только в составе кристаллов изумруда.

Одной из уникальных особенностей берилла является способность сохранять свои свойства при сверхвысоких и сверхнизких температурах. Опыты показали, что при температуре, близкой к абсолютному нулю, берилл демонстрирует те же оптические и электромагнитные качества, что и в условиях комнатной температуры.

В задачи обсерватории Вебба будут входить обнаружение света первых звезд и галактик, поиски инопланетной жизни, изучение формирования и жизненного цикла галактик, звезд и планетарных систем. Для этих целей телескоп оборудуют несколькими приборами, которые способны суммарно охватить практически весь спектр инфракрасного излучения.

Вывод телескопа Вебба планируется на июль 2013 года, после чего он приступит к пятилетней исследовательской миссии. Всего космические инженеры рассчитывают на 10-летний срок службы орбитальной обсерватории, однако опыт Хаббла показывает – при должном внимании космический аппарат может прослужить и четверть века.