Астрономы увидели рождение двойной звезды

Наверное, астрономы сейчас по-настоящему счастливые люди! То, о чем мечтали предыдущие поколения исследователей Вселенной, стало возможным. Наблюдения приоткрывают завесу тайны над столь отдаленными объектами, о которых раньше и не знали. Появляется возможность доказать многие теории — например, ту, что говорит о рождении двойных звездных систем.

Итак, специалисты под руководством Джеймса Мьюзролла (James Muzerolle) из Института космического телескопа (США) получили представление о необычной протозвезде. Ученые определили ее как первую обнаруженную двойную протозвезду — два звездных "младенца" этой системы вращаются на близких орбитах. Эта двойная протозвезда — очень молодая, она находится на самом старте своей звездной эволюции. Назвали "малышку" LRLL 54361. Она представляет собой ядро газопылевого облака с поперечным размером в несколько тысяч астрономических единиц (1 а.е. равна расстоянию от Земли до Солнца и составляет 150 миллионов километров).

Протозвезда LRLL 54361 находится в созвездии Персея, расстояние до нее равно 950 световых лет, а возраст - всего 100 тысяч лет. Объект выявили в инфракрасном диапазоне при помощи космического телескопа "Спитцер", сразу же была обнаружена его необыкновенная особенность — временной интервал наблюдений в 25,34 суток разделял моменты вспыхивания протозвезды, когда ее яркость в том же инфракрасном диапазоне увеличивалась в 10 раз! Убедившись в достоверности увиденного, авторы предложили объяснение удивительного поведения протозвезды. Они полагают, что периодические вспышки можно интерпретировать следующим образом: взаимное вращение двух протозвезд обеспечивает сохранность и удерживает окружающую звезды материю газопылевого облака на определенной устойчивой орбите до критического момента.

При сближении протозвезд до минимального расстояния между ними наступает критический момент, стабильность вращения газопылевого образования исчезает, и все накопленное за 25 дней вещество облака обрушивается на поверхность обоеих протозвезд, наращивая их массу. Это явление носит название пульсирующей аккреции. Падению вещества соответствуют вспышки свечения в инфракрасном диапазоне.