Коммуналка дальнего космоса переполнена

Недавно астрономы обнаружили экзопланетную систему, состоящую из звезды, и семи планет, которые вращаются возле нее. Однако самым интересным было то, что все эти семь планет вращаются вокруг своего светила так, что расстояние от него до самой дальней планеты равно таковому от Солнца до Земли, то есть оно равно всего одной астрономической единице!

Не исключено, что кому-то может показаться, что наша Солнечная система весьма "перенаселена". Еще бы, ведь в ней имеются восемь планет, четыре из которых — газовые гиганты, окруженные большим количеством спутников. Корме того, между обычными планетами и газовыми располагается пояс астероидов, а на окраине нашей системы расположен пояс Койпера (самое известное небесное тело которого, Плутон, долгое время ошибочно считали планетой) и таинственное облако Оорта, из которого к нам время от времени прилетают кометы. И все это многообразие небесных тел размещается в пространстве, площадь которого (если смотреть на плоскости) составляет более сотни астрономических единиц (1 а. е. — 149,6 миллиона километров).

Впрочем, впечатление о "перенаселенности" возникает обычно тогда, когда мы начинаем сравнивать нашу систему с другими, расположенными рядом со звездами, чья масса сравнима с Солнцем. В таких системах, как правило, имеется четыре — пять планет, у которых есть несколько спутников. Несмотря на то, что масса этих планет часто оказывается значительно больше земной (а если это газовые гиганты — то больше Юпитера), все равно по сравнению с подобными системами наша кажется просто какой-то "коммунальной квартирой". Однако недавно открытая планетная система возле звезды KOI-351, находящейся на расстоянии 2 500 световых лет от нас в созвездии Лебедя представляет собой хороший пример еще более перенаселенной "коммуналки".

Напомню, что когда эта система была обнаружена (это произошло в прошлом году), то сначала предполагалось, что планет там шесть. Однако недавно Джозеф Шмитт из Йельского университета (США) и астроном-любитель Дэрилл Лакорс, исследовав архивы фотографий космического телескопа "Кеплер", сообщили о том, что в этой системе есть еще одна планета. Таким образом, их стало на одну меньше, чем в солнечной системе, то есть семь. Но удивительно вовсе не это, а то, что они не отходят далеко от как своей звезды, которая по размерам чуть крупнее Солнца и имеет температуру поверхности в 6 000 К, так и друг от друга.

Обобщенный "портрет" системы KOI-351 выглядит так: первые пять планет в ней представляют собой "суперземли" и "мини-нептуны" — последние являются небесными телами с массой примерно в 10 раз больше массы Земли, с плотной водородно-гелиевой атмосферой, ледяными метаново-аммиачными океанами на поверхности и не особенно плотной "сердцевиной". Кстати, та планета, что была обнаружена Шмиттом и Лакорсом, является как раз таким мини-нептуном с радиусом в 2,8 земного, она имеет 125-дневный период вращения. Эта планета является пятой по счету от своего светила, и именно поэтому до недавнего времени ее не могли обнаружить — мешали транзиты как перед планетой, так и за ней.

Чуть подальше от этих пяти не особенно крупных планет расположена пара газовых гигантов, чей размер превышает самую большую планету нашей системы — Юпитер. Именно так и выглядит система, что расположена рядом со звездой KOI-351. Но самым интересным в ней является то, что все семь планет вращаются вокруг своей звезды, находясь от нее на расстоянии одной астрономической единицы (если точнее, то 0,98 а. е.). При этом самая близкая планета отделена от светила на расстоянии в 0,075 а. е. (это примерно 11 миллионов километров)!

Таким образом, если проводить аналогии с Солнечной системой, то можно сказать, что все семь планет системы KOI-351 расположены в той области, которая находиться у нас между Землей и Солнцем. При этом самая дальняя планета находится на расстоянии, которое в двадцать раз меньше такового между Солнцем и Ураном (который является седьмой планетой нашей системы). Орбиты же двух планет из класса "суперземель" этой системы удалены друг от друга на менее чем 2 миллиона километров! Получается, что в ночном небе каждая из них светит для своей соседки столь же ярко, как Луна для Земли.

Таким образом, если усреднить расстояния между планетными орбитами этой системы, то мы увидим, что таковое от ближайшей до самой дальней всех семи планет составит менее 140 миллионов километров. В среднем же получается, что соседние орбиты планет системы KOI-351 в среднем разделяет всего-то 20 миллионов километров. Для сравнения — в Солнечной системе средняя дистанция между орбитами измеряется сотнями миллионов километров, и даже самые близкие соседи разделены в лучшем случае расстоянием в 40-50 миллионов километров.

Как видите, система KOI-351 куда более "перенаселена", чем та, в которой находится наша планета. Следует заметить, что подобное тесное "соседство" планет со своей звездой и друг с другом весьма озадачило ученых — по идее, наличие двух газовых гигантов рядом с пятью планетами меньше Нептуна должно со временем дестабилизировать орбиты последних. Однако когда они, основываясь на данных "Кеплера", построили модель данной системы, выяснилось, что несмотря на такое "уплотнение", соседи по космической "коммуналке" не слишком помешают друг другу вращаться по своим орбитам — на протяжении ближайших 100 миллионов лет. Система выглядит весьма стабильной.

Казалось бы, такое строение планетной системы создает просто идеальные условиях для межпланетных перелетов, которые могли бы совершать живущие там разумные и высокоразвитые существа. Но парадокс заключается в том, что вряд ли этими условиями кто-нибудь сможет воспользоваться — слишком уж близко находятся все эти планеты к своему светилу, поэтому даже при наличие сильнейшей облачности в их атмосфере они вряд ли смогут поддерживать на своей поверхности жизнь земного типа. Впрочем, Джозеф Шмитт и Дэрилл Лакорс обращают внимание на то, что всегда в многопланетных образованиях типа системы KOI-351 ученые находили сначала лишь самые "ближние" экзопланеты, и только потом — те, что расположены в отдалении от родной звезды. Так что не исключено, что еще не обнаруженные небесные тела этой планетной системы вполне могут находиться в зоне обитаемости — а значит, на них возможно существование биосферы…