Найдены свидетели рождения Солнца

Группа исследователей из Вашингтонского университета обнаружила в древних метеоритах две крошечные частички диоксида кремния. Эксперты предположили, что этот кремнезем "родом" из массивных звездных слоев, весьма богатых кислородом, каковые обычно находятся вблизи ядра сверхновой. Такая находка представляет собой поистине сенсацию в научном мире.

Согласно отдельным моделям звездной эволюции, конденсация кремния может происходить в холодной внешней атмосфере звезды. По другой же версии, кремний должен перерабатываться в процессе образования магниевых или железных силикатов. Однако проверить обе версии затруднительно, так как мы не можем собрать образцы звездной атмосферы.

Читайте также: Найдены родители Солнечной системы

Единственный способ — исследовать падающие на Землю космические тела. Дело в том, что астероиды и метеориты способны захватывать изотопы звездного вещества и хранить их долгое время. При этом следует учитывать, что различные звезды способны производить различное соотношение изотопов. В процессе формирования звездной системы ее небесные тела становятся схожими по изотопному составу: это касается также планет и астероидов нашей Солнечной системы.

Однако в отдельных случаях метеориты могут содержать образцы изотопов звезд, возникших еще до зарождения Солнечной системы. Если такое космическое тело попадает в руки ученых, то им предоставляется уникальная возможность исследовать состав и конвективные процессы, которые идут внутри отдаленных светил. Вплоть до 60-х годов прошлого столетия в научном мире считалось, что в Солнечной системе на заре ее формирования царили такие высокие температуры, что никакого "досолнечного" материала обнаружить в ней теперь нельзя.

Тем не менее, в 1987 году команда ученых из Чикагского университета обнаружила в древних метеоритах крохотные алмазные вкрапления. Впоследствии алмазные "зерна" были найдены в еще более чем десятке космических минералов. Их изотопный состав оказался столь необычным, что специалисты решили: алмазы прилетели к нам с очень древних звезд.

Но вкрапления в метеоритах диоксида кремния (SiO2) обнаружены впервые. Диаметр зерен составляет всего 250 нанометров — чуть больше по размеру, чем вирусы. При этом они обогащены кислородом-18, который обычно присутствует вблизи ядра сверхновых.

Сверхновыми называют очень массивные звезды, завершающие свою эволюцию взрывом. При этом звезда сбрасывает большую часть своей массы в пространство со скоростью до десяти тысяч километров в секунду, обогащая космос тяжелыми химическими элементами, а оставшаяся центральная часть коллапсирует в сверхплотную нейтронную звезду или в черную дыру. В момент взрыва такие объекты очень ярко вспыхивают, так как высвобождается огромное количество энергии. Поэтому появление подобных звезд на небосклоне достаточно легко вычислить.

В сущности, сверхновые вовсе не являются вновь рожденными звездами — это всего лишь "послевзрывная" стадия существования "старых" звезд. Кстати, именно со сверхновыми связывают эволюцию Вселенной. Как утверждают ученые, первоначально, сразу после рождения, она состояла исключительно из легких газов — водорода и гелия. Все остальные химические элементы образовались только в процессе горения звезд. То есть большая часть материи, из которой состоит наша Вселенная, является продуктом взрывов сверхновых!

Тип сверхновой определяют по наличию в спектре ее излучения линий водорода. Если он присутствует, то сверхновую относят ко второму типу, если нет — то к первому типу. Сверхновые первого типа наблюдаются, как правило, в эллиптических галактиках, состоящих в основном из маломассивных красных звезд, тогда как в спиральных галактиках, к которым принадлежит и наш Млечный Путь, встречаются оба типа объектов, причем сверхновые второго типа концентрируются в спиральных рукавах галактик, где идут активные процессы звездообразования и много молодых массивных звезд.

Взрывы сверхновых вполне могут положить начало образованию звездных систем. Так что не исключено, что обнаруженные учеными вкрапления кремнезема являются как раз остатками взрыва, породившего нашу Солнечную систему.