В Солнечную систему засосало загадочную планету?

В последнее время очень много шуму наделали сообщения о "девятой планете" Солнечной системы, или "планете Х". Недавно французские и шведские астрономы заявили, что речь может идти об экзопланете, захваченной Солнцем у соседней звезды… Научная работа на эту тему была опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society Letters.

На этот раз не карликовая?

Объект, о котором идет речь, был обнаружен в начале января этого года за пределами орбиты Плутона. Его размеры сопоставимы с Нептуном, масса на порядок превышает земную, а расстояние до Солнца является максимальным — 600-1200 астрономических единиц.

Открыл так называемую "планету Х" астроном Майк Браун, в 2005 году обнаруживший Эриду — космический объект, расположенный в так называемом поясе Койпера и претендующий на полноценный планетный статус, но потом, подобно Плутону, переведенный в разряд карликовых планет.

На этот раз Браун и его коллега, астрофизик из Калифорнийского технологического института и бывший наш соотечественник Константин Батыгин, объявили о том, что "аномальное" поведение 13 транснептуновых объектов указывает на наличие за орбитой Нептуна массивной удаленной планеты.

"Мы поняли, что единственным, способным заставить все эти транснептуновые объекты двигаться в одном и том же направлении, является гравитация массивной планеты", — пишут авторы исследования на страницах Astronomical Journal.

Браун и Батыгин уверены, что таинственный объект является, в отличие от тех же Плутона и Эриды, полноценной, а отнюдь не карликовой планетой. "Девятая планета обладает самой большой площадью гравитационного доминирования среди всех известных планет Солнечной системы, — констатирует Браун в интервью New Yorker. — И уже хотя бы по этой причине мы можем с уверенностью говорить, что эта находка действительно является планетой.

Зная это, мы можем заключить, что это совсем не маленький объект. Он по крайней мере в 10 раз массивнее Земли и примерно в 5 тысяч раз массивнее Плутона".

Ледяная и невидимая

Размеры вновь открытой планеты могут многое поведать и о ее составе. Чем больше планета, тем "толще" у нее атмосфера, так как в процессе аккреции она "производит" больше газообразного вещества. Поскольку по размерам "Планета Х" превосходит так называемые скалистые планеты, но уступает газовым гигантам, она может принадлежать к категории так называемых ледяных планет.

Научное сообщество поражает тот факт, что такое крупное космическое тело так долго оставалось незамеченным. Впрочем, причина этого очевидна — огромная дистанция, отделяющая нас от очередного "планетного собрата"…

Браун и Батыгин полагают, что все-таки тело можно будет разглядеть в очень мощные обсерваторные телескопы. Но только если оно приблизится к Земле, а между тем, период одного оборота "Планеты Х" вокруг Солнца должен составлять как минимум 10 000 лет… Так что вряд ли мы дождемся ее появления на небосклоне. И даже космическим кораблям лететь туда будет далековато.

Украденная Солнцем

Авторы нового исследования считают, что Солнце первоначально принадлежало к кластеру из нескольких тысяч молодых звезд, между которыми с низкой (около километра в секунду) скоростью перемещались несколько планет, среди которых теоретически могли быть и экзопланеты, в том числе и "планета Х".

По мнению специалистов, для захвата Солнцем "планеты Х" должны были быть выполнены три условия. Во-первых, сама "операция" должна была происходить на дистанции около 150 астрономических единиц от нашего светила, чтобы не вызвать гравитационных возмущений в поясе Койпера, располагающемся на расстоянии от 30 до 55 астрономических единиц от Солнца.

Во-вторых, захваченная экзопланета должна была вращаться на большом удалении от своей "материнской" звезды — от 100 астрономических единиц, что уменьшало бы влияние на нее со стороны "родного" светила. В-третьих, эта гипотеза должна вписываться в рамки текущей динамической конфигурации Солнечной системы.

Проведенное учеными моделирование показало, что все три условия выполнимы, и Солнце действительно могло захватить чужую планету, с учетом современной гелиоцентрической орбиты.

"Кластерная фаза" для Солнца и соседних светил, по словам экспертов, могла продолжаться около ста миллионов лет, и этого периода должно было хватить для того, чтобы массивные и удаленные от своих звезд планеты (такие, как, например, Нептун) распределились между самыми тяжелыми звездами. Если данная теория верна, это объясняет происхождение многих транснептуновых объектов в поясе Койпера.