И среди пульсаров встречаются Шумахеры

Нейтронная звезда, рентгеновский пульсар в созвездии Киля, родилась при взрыве сверхновой звезды. Но при этом она не осталась пульсирующим "сердцем" центра туманности, а была "изгнана" в космическое пространство с огромной скоростью. Возраст пульсара равен 10-20 тысячам лет, а произошло это событие на расстоянии 8-10 килопарсеков от Солнца…

Загадочный объект был обнаружен и включен в каталог, составленный и опубликованный в октябре 2009 года. Его нашли в процессе анализа наблюдений источников мягкого гамма-излучения, осуществленных при помощи прибора IBIS на борту спутника INTEGRAL. Тогда этот странный объект, получивший название IGR J11014-6103, идентифицировали как источник жесткого (20-100 кэВ) рентгеновского излучения в созвездии Киля.

Читайте также: Черная дыра убегает из галактики

Позже ту же самую область космоса исследовали телескопы XMM-Newton и Swift, и необычный источник был зарегистрирован уже в мягком рентгеновском диапазоне. Обработка данных показала, что IGR J11014-6103 обладает сложной структурой: выделенным точечным излучателем и длинным рентгеновским "хвостом". Сегодня внимание ученых привлекают свидетельства в пользу того, что IGR J11014-6103 — пульсар, который летит с невообразимой скоростью.

Чтобы проверить сведения об уникальном объекте, американо-французская группа космологов и астрофизиков провела дополнительные наблюдения с помощью рентгеновского телескопа "Чандра". Отчет об итогах последних исследований космических обсерваторий ("Чандра" и радио — Parkes) говорит о том, что объект IGR J11014-6103, по всей вероятности, является пульсаром. Превосходное угловое разрешение "Чандры" позволяет предположить, что часть распространяющейся эмиссии может быть связана с головной ударной волной, возникающей из-за перемещения пульсара в межзвездной среде с поразительно большой скоростью.

Пульсар, вероятно, появился в результате взрыва сверхновой звезды, оставившего также след в виде туманности (SNR) 11-61A MSH. Принимая эту концепцию и моделируя процессы, последовавшие за взрывом, ученые вычислили поперечную скорость пульсара IGR J11014-6103. Она оказалось в диапазоне от 2400 до 2900 километров в секунду в зависимости от используемой модели развития событий.

Результаты превзошли все известные скорости ударных волн для изученных пульсаров, а также скорости всех компактных объектов, связанных с остатками сверхновых (SNRs). Сейчас было бы очень важно подтвердить, что пульсар имеет природу радиоисточника, однако радиопульсации пока что не удалось обнаружить.

Практически полное отсутствие видимого света и инфракрасного теплового излучения подтверждают, что этот объект — именно рентгеновский пульсар, а не что-либо иное. Спектральные характеристики и стабильность потока излучения IGR J11014-6103, выявленные путем сравнения современных данных обсерватории "Чандра" с информацией космического аппарата XMM-Newton восьмилетней давности, также подтверждает пульсарную природу IGR J11014-6103.