Лунных колонистов ожидает удар

Первые колонисты на Луне получат удар в буквальном смысле этого слова. Как утверждают эксперты из Беркли, астронавтов ожидает заряд статического электричества мощностью в несколько тысяч ватт, способный вывести из строя электронику. Однако специалисты НАСА полагают, что это не остановит, а только замедлит лунную экспансию.

Мысль о колонизации некоторых планет Солнечной системы захватила человечество относительно давно. Столкнувшись с перенаселением и ограниченностью ресурсов, люди обратили глаза к небу и стали мечтать о колонизации планет.

21 век с его технологическим прогрессом позволяет внедрить в жизнь всё то, что ещё 50 лет назад казалось неосуществимым. Сегодня начинается настоящая гонка между развитыми странами, каждая из которых хочет основать первую космическую станцию.

В настоящее время в прицеле большинства космических держав находится Луна. Возможно, космическая экспансия начнется именно с неё.

Особый интерес Луна вызывает у Японии, которая уже начала программу по освоению спутника Земли. В ближайшие годы Страна восходящего солнца планирует запустить несколько разведывательных спутников, а к 2025 году построить на Луне обитаемую космическую станцию.

Что ждёт астронавтов на Луне? В этом попытались разобраться учёные из Калифорнийского университета в Беркли.

Статическое электричество может вывести из строя сложное электронное оборудование (например, мониторы) и послужить причиной образования облаков лунной пыли, которые тоже способны повредить электронике.

Однако в Американском космическом агентстве ситуацию не драматизируют. Дэйл Фергюсон, специалист Космического центра имени Маршалла, так отреагировал на эту новость: «Я вне себя от радости. При планировании миссии на Луну нам как раз недоставало данных о поверхностном заряде спутника Земли».

Джаспер Халекас и его сотрудники из Беркли знали, что поверхность Луны может электризоваться, когда заряженные частицы солнечного ветра попадают на её поверхность. Этот процесс, считают они, в свое время мог повлиять на исследовательский зонд Lunar Prospector, который двигался по орбите Луны в 1998-1999 годах.

Его основной задачей был поиск ответа на вопрос, есть ли на Луне вода в количестве, достаточном для ее промышленной разработки. С помощью этого космического аппарата у полюсов Луны были обнаружены значительные объемы водорода, что позволяло предполагать присутствие там замерзшей воды.

Халекас с коллегами изучили дополнительные данные, собранные этим зондом, и выяснили, что заряд лунной поверхности может превышать 4500 ватт.

«Это более чем достаточно для того, чтобы повредить электрические компоненты космической базы», - считает Халекас. Любое металлическое оборудование может быть уязвимым, полагает он.

Однако, по мнению Фергюсона из НАСА, величина заряда на Луне сравнима с той, что отмечается на поверхности искусственных спутников Земли во время солнечных штормов. В настоящее время разработаны эффективные способы для борьбы со статическим зарядом, в том числе специальные покрытия. Электричество не сможет остановить лунную экспансию, а лишь немного усложнит её, считают в НАСА.