Возле Сатурна живут хищные колобки

Анализируя снимки, сделанные "Кассини" в окрестностях Сатурна, ученые обнаружили явление, которое астрономы, по аналогии с персонажем видеоигры, называют пакманом. Это колобок, глотающий все подряд своим огромным ртом. Впервые пакман возле Сатурна был обнаружен 30 лет назад, и вот теперь он снова улыбнулся землянам своей загадочной улыбкой.

Незабываемая видеоигра "Пакман", придуманная в Японии в 1979 году, имела очень распространенные версии с "космическими пиратами-захватчиками" и астероидами. Весь мир с увлечением играл и набирал очки в соревновании с бегущим по лабиринтам колобком, глотающим все подряд огромным ртом, — так начиналось развитие мощной индустрии компьютерных игр.

Читайте также: Кольца Сатурна играют в снежки

Курьезные ассоциации между этой уже архаичной видеоигрой и космическими исследованиями в области планетологии позволили типизировать важные результаты, позаимствовав наименование "пакман", как информативное и понятное. Однако об этом позже, а вначале расскажем о миссии "Кассини".

Космические приборы, которыми вооружен исследователь планет и спутников космический аппарат "Кассини", изготовлены и смонтированы для сложнейших работ по изучению тел Солнечной системы. Правильнее называть "Кассини" автоматической межпланетной станцией, миссия которой чрезвычайно многоплановая и разнообразная. Она стартовала 15 октября 1997 года, и ее путешествие по Солнечной системе было рассчитано очень изощренно: это настоящая космическая "бродилка", как в видеоигре.

Гравитационные маневры аппарат выполнял в полях гравитации трех планет: два раза были осуществлены пролеты вблизи Венеры — в 1998-м и 1999-м годах, мимо Земли со скоростью 69 тысяч километров в час "Кассини" пролетел стремительно в августе 1999 года, после чего он направился к Юпитеру. Долетев до самой большой планеты Солнечной системы зимой 2000 года и совершив вблизи нее гравитационный маневр, "Кассини" провел замечательную фотосессию Юпитера и передал фото на Землю.

Прибытие к Сатурну произошло 30 июня 2004 года — таким образом, "Кассини" стал первым искусственным спутником этой планеты. С борта этой станции впервые опустился на Титан европейский зонд "Гюйгенс" — это случилось 14 января 2005 года. Ну, а в 2008 году НАСА осуществило продление миссии станции до 2010 года, а впоследствии — аж до 2017 года. Множество спутников газовых гигантов будут исследованы за время работы неутомимого и удачливого "Кассини".

Неожиданно знакомый образ колобка-пакмана из видеоигры увидели специалисты, работающие с фотографиями миссии "Кассини". Первый пакман представился ученым на фотографии Мимаса, сделанной в 2010 году. Затем второй знакомый образ большеротого колобка специалисты обнаружили на фото другого спутника Сатурна — Тефии. Этот знакомый до слез типичный образ колобка с открытым ртом на самом деле был отображением тепловых данных на поверхности спутника, полученных композитным инфракрасным спектрометром. Контраст теплых и более холодных областей нарисовал знакомого пакмана, и эта исторически знаменитая фигура стала названием типа нагрева поверхности спутников.

"Выходит, процессы, приводящие к созданию пакманов, более распространены, чем мы думали, — говорит ведущий автор исследования Карли Хоуэтт из Оксфордского университета (Великобритания) и Юго-Западного исследовательского института (США). — Система Сатурна — и даже система Юпитера — может представлять собой целую галерею этих персонажей".

Специалисты ищут причины возникновения пакманов: предположительно, эта форма может возникать в процессе высыпания высокоэнергичных электронов низких широт фронтальной части спутника при облете планеты. Эта часть поверхности превращается в твердый лед, который не нагревается днем и не охлаждается ночью так же быстро, как прочие поверхности спутника. Здесь уместно провести аналогию с тротуаром вблизи полосы пляжа: он кажется более холодным днем и более теплым ночью, чем пляжный песок.

Тефия дополнительно отличается от Мимаса в том, что она подвергается выпаданию ледяных струй, выбрасываемых Энцеладом. Пакман свидетельствует о том, что под действием электронов поверхность Тефии изменяется быстрее, чем в результате выбросов Энцелада, которые должны бы покрыть соседний спутник слоем рыхлого льда.