Топ-5 самых больших объектов во Вселенной

У астрономов существует понятие "самого большого объекта во Вселенной". Этот статус периодически присваивается то одному, то другому объекту, но само их наличие уже является сенсацией. О каких же "гигантах" идет речь и где они располагаются? И какой из них действительно "самый-самый"? Вот результаты некоторых последних астрономических открытий.

Супервойд

Это самое большое холодное пятно во Вселенной находится в южной части созвездия Эридан. Протяженность пятна составляет 1,8 миллиарда световых лет. Хотя "void" означает по-английски "пустота", это название для данной области космоса не совсем справедливо. Просто здесь расположено примерно на 30 процентов меньше галактических скоплений, чем в окружающем их пространстве.

Холодные пятна заполнены космическим реликтовым микроволновым излучением. Но пока ученым не совсем ясно, как они возникают. Одна из версий гласит, что это следы черных дыр параллельных вселенных. Но другая гипотеза утверждает, что это результат прохождения протонов через войды: проходя через пустое пространство, частицы теряют свою энергию… Правда, не исключено, что между холодными пятнами и войдами вообще нет никакой связи.

Суперблоб

В 2006 году титул самого большого объекта во Вселенной был присужден космическому "пузырю" (блобу) протяженностью 200 миллионов световых лет, представляющему собой гигантское скопление газа, пыли и галактик. Любопытно, что галактики в этом скоплении, напоминающем по форме медузу, располагаются между собой в четыре раза плотнее, чем обычно во Вселенной.

Скопления галактик и газовых шаров внутри гигантского пузыря называют пузырями Лиман-Альфа. По мнению ученых, они сформировались примерно через 2 миллиарда лет после Большого взрыва.

Что же до самого суперблоба, то он, вероятно, образовался, когда массивные звезды, существовавшие еще на заре космоса, превратились в сверхновые, высвободив при этом гигантский объем газа.

Возможно, суперблоб — один из самых древних космических объектов. В нем скапливается так много газа, что со временем из него станут образовываться все новые и новые галактики.

Великая стена CfA2

Она была открыта американским астрофизиком Маргарет Джоан Геллер и Джоном Питером Хучрой в процессе изучения эффекта красного смещения для Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Длина CfA2 составляет 500 миллионов световых лет, а ширина — 16 миллионов световых лет. Название "Великая Стена" дано этому космическому региону, так как по форме он напоминает Великую Китайскую стену.

Не исключено, что протяженность CfA2 может быть еще больше — 750 миллионов световых лет. Но точные параметры назвать пока нельзя, так как "стена" частично находится в "зоне избегания" — она закрыта плотными скоплениями газа и пыли, что способствует искажению оптических длин волн.

Великая стена Слоуна

Она была обнаружена в 2003 году в рамках проекта Слоановского цифрового небесного обзора, подразумевающего научное картографирование галактик с целью определения наличия самых крупных объектов во Вселенной. Этот объект состоит из нескольких сверхскоплений, общая протяженность которых составляет 1,4 миллиарда световых лет.

Хотя, согласно космологическому принципу, во Вселенной не могут существовать объекты размером более 1,2 миллиарда световых лет, наличие Великой стены Слоуна полностью опровергает эту теорию.

Кстати, некоторые скопления, входящие в состав Великой стены Слоуна, обладают весьма интересными характеристиками. Так, одно из них имеет ядро из галактик, со стороны выглядящее как гигантские усики. Внутри другого происходит процесс тесного взаимодействия и слияния галактик.

Гигантское гамма-кольцо

Гигантское галактическое гамма-кольцо (Giant GRB Ring) на сегодняшний день считается вторым самым крупным объектом во Вселенной. Его протяженность составляет 5 миллиардов световых лет.

Обнаружен объект был так. Изучая всплески гамма-излучения, образующиеся в результате гибели массивных звезд, астрономы обратили внимание на серию из девяти всплесков, источники которых располагались на одинаковом расстоянии от Земли. Они образовывали на небосводе кольцо, которое в 70 раз превышало диаметр полной Луны.

Была выдвинута гипотеза, что гамма-кольцо может являться проекцией некоей сферы, вокруг которой все всплески гамма-излучения происходили в относительно короткий период времени — около 250 миллионов лет.

Но что могло создать такую сферу? Одна из теорий гласит, что галактики группируются вокруг областей с большой концентрацией темной материи. Но на самом деле точная причина образования подобных структур так и остается неизвестной.