Между Сатурном и его спутником Энцеладом существует электрическая связь

Сатурн и Энцелад общаются друг с другом!

Благодаря данным, собранным аппаратом "Кассини", международная команда планетологов заключила, что между Сатурном и его спутником Энцеладом существует электрическая связь, которая влияет на процессы, происходящие в системе Сатурна. В частности, электроны, летящие от Энцелада, оставляют так называемые авроральные следы в полярных областях планеты.

Энцелад является шестым по размерам спутником Сатурна. Он был открыт в 1789 году астрономом Уильямом Гершелем и получил имя в честь гиганта из древнегреческой мифологии — Энкелада. До того, как в начале 80-х годов прошлого столетия спутник был исследован двумя аппаратами "Вояджер", о нем было известно не так много. Но ученые уже предполагали наличие на его поверхности водяного льда. "Вояджеры" это подтвердили.

Читайте также: Радио Сатурна расскажет о планетных полюсах

Выяснилось, что средний диаметр Энцелада составляет 504,2 километра, он имеет атмосферу, на 65 процентов состоящую из водяного пара, на 20 процентов — из молекулярного водорода и на 15 процентов — из углекислого газа, молекулярного азота и моноксида углерода. Однако, в силу небольших размеров, спутник Сатурна не может удерживать эту атмосферу собственной гравитацией. Следовательно, существует какой-то источник энергии, поддерживающей геологические процессы на нем! Об этом свидетельствуют и отдельные области, где температура на 20-30 градусов превышает обычную — минус 200 градусов по Цельсию.

В 2005 году межпланетный зонд "Кассини", приблизившись к Энцеладу, позволил получить более подробные сведения о поверхности спутника и процессах, которые на ней происходят. Так, были обнаружены ледяные фонтаны, испаряющиеся с южного полюса. Эти испарения, по догадке ученых, и сформировали так называемое кольцо Е вокруг Сатурна, с которым его спутник регулярно обменивается веществом. Кроме того, признаки внутреннего тепла и наличие небольшого числа ударных кратеров на южном полюсе указывают на геологическую активность Энцелада, сохраняющуюся и по сей день.

Помимо всего прочего, Энцелад — одно из трех небесных тел в Солнечной системе (в эту троицу входят также спутник Юпитера Ио и спутник Нептуна Тритон), где некогда происходили активные вулканические извержения.

В 2007 году группа исследователей построила математическую модель ледяных гейзеров Энцелада, выбрасывающих на сотни километров в высоту частицы водяного пара и пыли. Это предполагало, что под поверхностью спутника, скорее всего, находится жидкая вода. 14 марта 2008 года аппарат "Кассини" собрал данные о водяных выбросах с поверхности Энцелада, а 9 октября 2008 года нашел доказательства наличия под ледяной коркой жидкого океана. В июле 2009 года были получены и детализированные данные химического состава водяных выбросов, подтверждающие теорию о том, что источником их является вода под поверхностью спутника.

В начале марта этого года было установлено, что тепловая мощность Энцелада значительно выше, чем считалось ранее. "Виновники" этого, вероятно, ледяные гейзеры, которые и помогают ему удерживать атмосферу. По словам ученых, поток заряженных электрических частиц "бьет" с южного полюса Энцелада, формируя, таким образом, собственную ионосферу спутника. Электроны проходят сквозь магнитное поле Сатурна вдоль его силовых линий, порождая мощные электрические разряды. Там, где пучки электронов погружаются в атмосферу планеты-гиганта, появляются так называемые авроральные следы (что-то вроде наших полярных сияний). Одно из таких образований недавно было зафиксировано на северном полюсе Сатурна. Пятно располагалось на 65-м градусе северной широты и занимало 1200 километров в длину и 400 километров в ширину. На южном полюсе аналогичного явления не наблюдалось.

Кроме того, аппаратуре удалось зафиксировать характерный радиошум, вызванный прохождением электрических токов. Ранее подобный феномен ученые наблюдали только на Юпитере, рассматривая его связь с тремя лунами — Ио, Европой и Ганимедом, токи от которых порождают авроральные следы в атмосфере гиганта. Так, вулканически активный спутник Ио генерирует на Юпитере очень яркое полярное сияние.

По мнению исследователей, колебания яркости авроральных пятен могут отражать изменения в электродинамической связи планеты с ее спутником. Не исключено, что эта связь также напрямую зависит от колебаний активности ледяных фонтанов Энцелада.