В созвездии Рака есть планета-океан

По словам Мишеля Гийона и его коллег из Университета Льежа (Бельгия), планета, открытая в 2004 году у звезды 55 в созвездии Рака, может представлять собой настоящий океан. Количество воды на планете в тысячу раз превышает водное пространство Земли, однако она пребывает в суперкритическом состоянии, среднем между газом и жидкостью, говорят эксперты.

В двойную звездную систему 55 Cancri, расположенную на расстоянии около 40 световых лет от нас и известную также под индексом HD 75732, входят желтый карлик 55 Cnc A и менее массивный красный карлик 55 Cnс B, вращающийся вокруг него на расстоянии около одной тысячи астрономических единиц. Звезда 55 Cnc А, которую можно увидеть на небе невооруженным глазом, очень напоминает наше Солнце.

Масса светила составляет 90,5 процентов солнечной, и обе звезды принадлежат к близким спектральным классам: Солнце относится к классу G, а 55 Cnc — к классу K, несколько более холодному. Так что и планетная система 55 Cnc выглядит похожей на Солнечную. Кстати, по количеству планет — их здесь обнаружено пять штук — она уступает только системам HD 10180 (с семью планетами) и Kepler-11 (с шестью планетами).

Читайте также: Найдена родина Дарта Вейдера?

Первые четыре планеты системы 55 Cnс были открыты еще в конце 90-х — начале 2000-х годов. Выяснилось, что они представляют собой раскаленные газовые гиганты. В 2007 году была также обнаружена пятая планета — 55 Cnc f, удаленная от своей звезды примерно на такое же расстояние, как Земля от Солнца. Профессор Каспар фон Браун и его коллеги из Калифорнийского университета в Беркли и Государственного университета в Сан-Франциско (США) отнесли ее к разряду экзопланет. Новой планете было дано "неофициальное" название Татуин — по аналогии с родиной героя "Звездных войн" Люка Скайуокера, планетой с двумя солнцами.

После того как были уточнены астрофизические параметры звезды 55 Cnc A и орбиты ее планет, было выдвинуто предположение, что 55 Cnc f может быть обитаема, так как 74 процента своего годичного цикла она проводит внутри "зоны жизни", где вода остается в жидком состоянии, лишь частично испаряясь и замерзая. Исследователи не исключают, что 55 Cnc f, как и наша Земля, имеет твердую поверхность, либо обладает массивными спутниками — "океанидами", на которых может находиться вода.

Недавно группа Мишеля Гийона из Льежского университета решила исследовать планету 55 Cnc e, расположенную ближе всего к материнской звезде и относящуюся к классу "суперземель", то есть планет с твердой поверхностью, масса которых значительно меньше массы газовых гигантов, подобных Юпитеру.

Наблюдения велись в процессе прохождения этой планеты перед диском звезды с помощью инфракрасного телескопа НАСА "Спитцер", а также канадского космического телескопа MOST. Полученные данные позволили уточнить ряд параметров небесного тела. Так, оказалось, что радиус 55 Cnc e составляет 2,17 земного (13,8 тысячи километров), а ее масса в 7,8 раза превышает массу Земли. Плотность планеты равна четырем граммам на кубический сантиметр (для сравнения -плотность Земли равняется 5,5 граммам на кубический сантиметр).

По мнению исследователей, такая плотность слишком мала, чтобы планета могла целиком состоять из скальных пород. Как показали расчеты, она обладает оболочкой из летучих веществ, скорее всего, представляющей собой атмосферу, состоящую из смеси водорода и гелия или из водяного пара. Наиболее вероятен второй вариант, так как за несколько миллионов лет существования планеты водородно-гелиевая атмосфера должна была рассеяться, в то время как оболочка из водяного пара способна продержаться миллиарды лет.

Масса же водяной атмосферы 55 Cnc e должна составлять 20 процентов от общей массы планеты, подсчитали астрофизики. Это в тысячу раз больше, чем на Земле: доля всех земных океанов составляет лишь 0,023 процента от массы нашей планеты. Более точные данные удастся получить с помощью будущего космического телескопа "Джеймс Вебб".

И все же не стоит воображать, что 55 Cnc e сплошь покрыта жидким океаном, подобным земным. Благодаря повышенной температуре на поверхности планеты вода там должна находиться в так называемом суперкритическом состоянии, при котором она обладает одновременно свойствами газа и жидкости, утверждают ученые.