Колонизаторам Марса угрожают земные инфекции?

Экспедиции на Марс – это уже не фантастика. Ученые обсуждают возможные риски, которые ждут астронавтов на пути к этой планете. Преодолеть огромное расстояние, подвергаясь космической радиации и испытывая психологический стресс из-за пребывания в замкнутом пространстве с ограниченным количеством собеседников, – нелегко. Но есть еще одна угроза для колонизаторов Марса – земные инфекции, которые могут мутировать в полете.

Долгое космическое путешествие несет в себе два взаимодополняющих фактора риска для астронавтов.

Во-первых, отсутствие естественной защиты от космической радиации в виде магнитного поля Земли приведет к ослаблению иммунной системы космических странников.

К тому же жесткое излучение может воздействовать на жизненный цикл земных болезнетворных вирусов и привести к появлению более опасных и стойких форм инфекции.

К такому выводу пришел французский биолог Жан-Поль Фриппо из Университета Анри Пуанкаре, занимающийся исследованиями потенциального воздействия космической радиации на организмы человека и животных.

Он уверен, что это проблема может стать самым труднопреодолимым препятствием на пути как к Марсу, так и к далеким звездным мирам.

Читайте также "Пищевая безопасность под угрозой"

Первый этап исследовательских работ Фриппо и его коллег показал, что пребывание в космосе существенно ослабляет иммунную систему.

Этот факт был давно обнаружен и доказан советскими космическими медиками, однако Фриппо пошел дальше и рассмотрел, как будет прогрессировать ослабление при большем удалении от Земли и ее естественного защитного слоя – магнитного поля.

Второй комплекс исследований французских биологов включал в себя опыты на таких бактериях-возбудителях, как кишечная палочка, стафилококк и сальмонелла.

Колонизаторам Марса угрожают земные инфекции?

Оказалось, что под воздействием космического излучения и при существенном уменьшении гравитации эти микроорганизмы начинают активнее развиваться, а их болезнетворные способности возрастают.

Эксперименты показали, что в невесомости у бактерий ускоряется процесс развития и учащается размножение, что соответственно увеличивает риск заражения космонавтов. При этом ученые не могут в настоящее время предложить способ решения этой проблемы.

"К сожалению, развитие космических технологий опережает наши познания в области сохранения человеческого здоровья, – говорит Луи Монтенье, готовивший к публикации работу Фриппо и его коллег. – Сейчас мы не можем гарантировать, что космическое путешествие пройдет без риска заболеваний. Что уж говорить о более амбициозных планах, вроде постройки постоянной марсианской колонии".

Коллеги французских биологов из Университета Аризоны обнаружили еще одну опасную особенность микроорганизмов в космосе.

Во время путешествия колонии бактерии сальмонеллы на орбиту, ученые отметили происходящие в ней существенные изменения.

За несколько дней эксперимента сальмонелла полностью поменяла химический состав 73 протеинов, то есть примерно половину протеинов в ее организме.

Сейчас даже трудно представить – как при этом изменилась бактерия, в том числе и ее болезнетворные свойства.

По результатам исследований французские и американские микробиологи уверяют – необходимо отложить запланированные марсианские экспедиции на то время, пока не будут продуманы механизмы защиты астронавтов от бактерий.

"Мы не можем позволить микроорганизмам поставить под угрозу огромную и очень важную программу освоения Солнечной системы", – утверждает профессор Шерил Николсон, вплотную занимающаяся проблемами поведения бактерий в космосе.