Экзотическую планету породила катастрофа

Недавно обнаруженная экзопланета в созвездии Геркулеса грозила нарушить устоявшиеся среди астрономов представления о формировании звездных систем, ведь по многим своим параметрам она больше напоминала компактную звезду. Астрофизикам понадобилось три года, чтобы объяснить происхождение и существование данного небесного тела, которое заслуженно считает самой экзотической планетой из всех, известных человечеству.

Планета, получившая обозначение HD 149026b, была обнаружена в 2005 году. Она удалена от Земли на 260 световых лет. Ее размеры сравнимы с Сатурном, в то время как ядро более чем в сто раз тяжелее всей Земли. Кроме того, экзопланета окружена плотной газовой мантией.

Читайте также " Юпитер пожирает своих детей"

До настоящего времени у ученых не было четкого определения подобного типа планет. Ни один газовый гигант не обладает столь массивным и плотным ядром. И в то же время у каменистой планеты не может образоваться огромная атмосфера, превышающая по толщине диаметр ядра. Добавив сюда постоянную температуру на поверхности в две тысячи градусов Цельсия, получаем действительно очень странное небесное тело.

Объяснение столь необычного строения HD 149026b кроется в локальной космической катастрофе, когда при столкновении двух зарождающихся газовых гигантов один из них просто «съел» другого. Слившиеся вместе ядра образовали монолитную сердцевину, а газовые оболочки отчасти смешались между собой, а отчасти улетели в открытый космос.

Американские астрономы, выдвинувшие эту теорию, обратили внимание на повышенную концентрацию ряда металлов в ядре HD 149026b. Полученные результаты спектрального анализа показали, что содержание никеля и железа на этой планете вдвое больше, чем должно быть, и сравнимо с пропорциями этих же элементов на Солнце. При этом тяжелые элементы обнаружены и в газовой оболочке гиганта, что лишний раз подтверждает гипотезу столкновения.

Смотрите фоторепортаж " У Сатурна появилась еще одна луна"

За счет высокой плотности ядра экзопланета обладает огромной силой притяжения. Эта гравитационная мощь позволила HD 149026b разрастись до ее нынешних экстраординарных размеров.

Высокая плотность атмосферы создает колоссальное давление, а практически 100-процентное поглощение звездой света поднимает температуру у поверхности до значений в несколько тысяч градусов Цельсия. Подобных условий недостаточно для запуска процессов ядерного синтеза, но, тем не менее, такая окружающая среда напоминает ослабленную модель устройства звезд.

Все газовые гиганты имеют шанс в будущем стать звездами, однако HD 149026b за счет необычных условий своего создания приближается к этому моменту гораздо быстрее. Но все же назвать точные сроки подобного события астрономы затрудняются – потребуется, по крайней мере, еще несколько лет наблюдений за экзопланетой, чтобы дать примерный прогноз.