Биологи обнаружили ген, "выключение" которого пепятствует запоминанию

Не помню и молчу - отключаем память

Исследования механизмов памяти приносят все более удивительные результаты. Недавно ученые экспериментально доказали, насколько легко сформировать у человека ложные воспоминания, а скоро, похоже, научатся вовсе стирать память. Американские биологи обнаружили ген, "выключение" которого предположительно препятствует запоминанию последних событий.

Память есть не что иное, как процесс фиксации нового опыта. Любая память по сути своей — обучение, с той лишь разницей, что при обучении человек имеет осознанную мотивацию к запоминанию (хотя, как мы знаем, это происходит не всегда). При освоении каких-либо навыков, наблюдении ранее незнакомых явлений и так далее мозг фиксирует новую информацию при помощи изменения связей между нейронами.

Эта фиксация представляет из себя многоступенчатый процесс: восприятие, то есть наблюдение событий и явлений, переходит в кратковременную память, а затем, при наличии мотивации, сильной эмоциональной окрашенности воспоминаний или регулярного повторения перемещается в долговременную, где воспоминания могут сохраняться всю жизнь.

Как показывают разнообразные эксперименты, наиболее удобное время для манипуляций с памятью — процесс перехода памяти из кратковременной в долговременную. Как утверждают нейрофизиологи, с момента перехода памяти в долговременную она становится разветвленной "структурой", "отпечатавшейся" в нейронных связях мозговой коры.

Читайте также: Подделать память? Проще простого!

Разрушить эту структуру весьма затруднительно: все знают, что практически невозможно разучиться плавать или кататься на велосипеде, так же, как невозможно забыть некоторые яркие события из прошлого. Кратковременная же память представляет из себя скорее процесс: запомнившаяся информация привела к изменению нейронных свойств, влияющих на передачу сигнала — и пока эти изменения поддерживаются на биохимическом уровне, воспоминание хранится в кратковременной памяти.

Данный период является наиболее благоприятным для изменения или стирания воспоминаний: в то время они очень пластичны. В августе 2011 года появилась информация о том, что израильские ученые научились "подделывать" память. Социальное давление заставляло очевидцев каких-либо событий "изменить показания" и усомниться в правильности собственных воспоминаний. И если это происходило на этапе формирования кратковременной памяти, на долгосрочное хранение отправлялись уже искаженные факты. Причем исправить это было невозможно: даже осознавая, что ошибается, человек продолжал "вспоминать" то, чего не было.

А недавно американские биологи обнаружили белок, отвечающий за само формирование памяти. Как пишут исследователи из Массачусетского технологического института (США) в журнале Science, вещество, названное Npas4, проявляло особенную активность в гиппокампе. Эта структура головного мозга отвечает, в частности, за "перекодировку" кратковременной памяти в долговременную. Экспериментаторы также выяснили, что пик активности данного белка приходится как раз на момент получения нового опыта.

Как выяснили ученые, в ответ на стимул, который необходимо запомнить, Npas4 активирует другие белки, в свою очередь выполняющие работу по соединению нейронов друг с другом и созданию новой нейронной "ячейки памяти". Если сам Npas4 оказывается "выключенным", белки, отвечающие за формирование памяти, не работают. Таким образом, найденное вещество действует подобно рычагу, переключающему память из состояния "запоминаю" в состояние "не запоминаю".

Во время эксперимента биологи запускали мышей в клетку, где животные получали электрический разряд — не смертельный, но крайне неприятный. В нормальном состоянии мышки быстро запоминали, где их ждут неприятности, и при повторном помещении в клетку проявляли сильное беспокойство. Однако стоило ученым дезактивировать ген Npas4, мыши начинали вести себя так, будто жизнь их ничему не учит. Они вновь и вновь бежали в клетку, где каждый раз получали удар током. Причем для этого достаточно было выключить этот ген только в одной из зон гиппокампа, отвечающей за быстрое обучение и запоминание.

Весьма любопытно, смогут ли ученые установить связь между работой Npas4 и поведением человека. Психологи давно замечают, что не все способны фиксировать новый и значимый опыт. К примеру, хронически опаздывающие люди склонны "игнорировать реальность": они вновь и вновь едут по знакомому маршруту, надеясь на отсутствие пробок, хотя каждый раз попадают в затор именно на этом месте, или поздно ложатся, надеясь рано утром встать по будильнику, хотя уже много раз просыпали.