Машины отнимут у человека любимую игрушку

Первые шахматные машины умели, разве что, сбрасывать фигуры с доски, если человек ставил их в тупик. Однако компьютеры постоянно совершенствуются, и вот уже чемпион мира проигрывает ЭВМ. Есть опасение, что искусственный разум скоро окончательно убьет шахматы.

В начале этой неделе чемпион мира Владимир Крамник проиграл компьютеру Deep Fritz во второй партии матча против одного из самых совершенных шахматных компьютеров.

История шахматного противостояния человека и компьютера насчитывает больше ста лет. Первые попытки сконструировать машину, умеющую играть, относятся еще к 18 веку.

А испанский изобретатель и ученый Леонардо Торрес на Всемирной выставке в Париже накануне Первой мировой войны показал электромеханическое устройство, способное разыгрывать несколько стандартных эндшпилей, а также сбрасывать фигуры с доски, если человек начинал играть не по правилам.

Машины, которые действительно способны были обыграть человека, появились только в пятидесятые годы двадцатого века. Причем если поначалу они соблюдали не все правила игры, то по мере развития техники стало ясно, что компьютер может представлять реальную конкуренцию живому шахматисту.

Техническая эволюция привела к тому, что уже в 1974 году был проведен первый шахматный турнир среди машин, на котором, победила советская программа «Каисса».

На сегодняшний день в шахматном мире и турниры между машинами, и соревнования человек-компьютер – частое явление. До этого считалось, что человек если не сильнее машины, то, по крайней мере, способен играть с ней на одном уровне.

Однако искусственный интеллект все чаще берет верх над человеческим разумом. Все помнят проигрыш Гарри Каспарова компьютеру Дип Блю в 1997 году. Тогда многим показалось, будущее шахмат за машиной.

Однако люди не собираются сдаваться. В 2002 году Крамник сыграл с Дип Фрицем вничью, так же закончились поединки Каспарова с Дип Джуниором и X3D Fritz в 2003-м.

Во многом от того, как завершится текущий поединок Крамника с супермашиной, будет зависеть будущее шахмат. Все чаще слышны мнения, что искусственный разум убьет соревновательный элемент игры. Ведь в программу можно заложить все возможные варианты развития партии.

Машины постоянно совершенствуются, их можно настроить на игру против определенного оппонента, чтобы предугадать его стратегию. Звучат требования сравнять возможности человека и машины – дать живому шахматисту доступ к тем базам данных, которыми пользуется компьютер.

Ну а пока человеку остается только надеяться на собственное мастерство и быть предельно внимательным, потому что компьютер обязательно воспользуется любой малейшей ошибкой соперника.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить