Электрошок как способ выучиться математике

Недавно ученые выяснили, что числа и формулы могут вызывать самую настоящую боль и панику у людей, которые считают себя не слишком хорошими математиками. Теперь они нашли способ быстро улучшить математические способности — правда, метод тоже не для слабонервных. Улучшить способность к арифметике может электрошок, говорят оксфордские специалисты.

Недавно специалисты из Чикагского и Западного университетов (США) сделали открытие, бальзамом пролившееся на души гуманитариев. Оказывается, панический страх при виде уравнений и формул у доски — явление вполне закономерное. Исследователи обнаружили, что у некоторых людей страх перед числами вызывает реакцию, сравнимую с физической болью.

Психологи уже придумали специальный термин для фрустрации, которую некоторые люди испытывают при виде уравнений, алгебраических задач и тому подобного. Они назвали это состояние "математическая тревога". Специалисты давно заметили, что из всех областей науки именно математические дисциплины вызывают у учеников и даже людей постарше настоящую панику. Действительно, для человека, который плохо управляется с числами, сложные многоступенчатые формулы выглядят как значки неведомых иероглифов.

Читайте также: Страх перед математикой вызывает боль

Результаты экспериментов с применением томографии показали, что "математическая тревога" связана с активацией двух подкорковых структур — хвостатого и прилежащих ядер. Данные участки мозга отвечают за мотивацию, моральное удовлетворение и оценивают риск предстоящих действий, но не связаны непосредственно с решением задач. То есть тревога скорее связана с тем, как относятся в обществе к людям, которые плохо справляются с цифрами и формулами.

А вот следующий этап эксперимента продемонстрировал, что при сильном напряжении люди с высоким уровнем математической тревоги реагируют так, словно им больно. Ученые разделили участников теста на две группы — людей, которые хорошо справлялись с задачами и имели низкий уровень "математического беспокойства", и тех, кто был не уверен в своих силах. Легкие математические задания участники выполняли одинаково спокойно.

Однако когда им сообщали, что дальше начнется более сложный этап теста, томограмма фиксировала у испытуемых с высокой степенью математической тревожности активность островковой доли больших полушарий и среднепоясной коры. Это зоны, которые обычно отвечают за болевые ощущения. То есть организм людей, которые не уверены в своих математических способностях, при виде сложных формул в буквальном смысле готовится к тому, что "будет больно". Неудивительно, что они сразу же начинали делать ошибки в заданиях.

А вот специалисты из Оксфорда недавно придумали нестандартный метод, как избежать ошибок от волнения — раз уж вы не можете расслабиться. Правда, и метод этот не для пугливых. Рой Коэн Кадош утверждает, что справиться с тревогой по поводу способности решать задачи и временно улучшить свои математические навыки поможет… электрошок.

Возможности электрошока Кадош изучает давно. В 2010 году он выяснил, что электрическая стимуляция помогает выполнять базовые числовые операции: к примеру, сравнивать количество по принципу больше — меньше. Тогда Кадош с коллегами предположили, что способность к более сложным математическим операциям, возможно, тоже можно простимулировать электрическими разрядами, и решили проверить это на практике.

В серии опытов приняли участие 25 добровольцев. На голову участникам надевали шапочку с электродами. Электроды находились как раз над зонами префронтальной коры, отвечающей за арифметические операции. Затем на электроды подавали ток, который постепенно нарастал до 1 мА, а потом начинал колебаться между максимальным и минимальным значениями. Контрольной группе испытуемых проводили ложную стимуляцию: им давали почувствовать легкий укол тока, после чего отключали ток. Разумеется, испытуемые не знали, действительно ли их мозг стимулируют током или нет.

Опыт длился пять дней. В это время добровольцам давали тесты с математическими заданиями: им нужно было запомнить арифметическое равенство, или выполнить цепочку действий. На тест отводилось двадцать минут. В начале эксперимента обе группы показывали одинаковые результаты, но вод под конец группа, которая получала настоящий электрошок, стала демонстрировать заметно лучшие показатели. Математические способности добровольцев, чей мозг подвергся "обработке" электричеством, улучшились в два-пять раз, говорят ученые. Активность префронтальной коры после стимуляции заметно повысилась, добавляют они.

Интересно, что результат сохранился в течение полугода. Через шесть месяцев авторы эксперимента вновь пригласили участников и предложили им аналогичные тесты. На сей раз участники, полгода назад прошедшие электростимуляцию префронтальной коры, выполняли математические задания на 30 процентов быстрее.

Возможно, в будущем у людей, которые плохо справляются с математикой в школе или ВУЗе, появится экстремальный способ решения проблемы… Правда, ученые предупреждают: скорее всего, эффект давало сочетание электростимуляции и арифметических упражнений. Все-таки традиционные методы — практику и усидчивость — ничем не заменишь.