В мозге есть зоны, отвечающие за подозрительность или доверие

Паранойя приходит... но с опытом!

Чем доверчивый человек отличается от недоверчивого? Философ скажет — отношением к жизни, психолог предположит, что свою роль играет опыт прошлого. У нейрофизиологов свой подход: они решили выяснить, есть ли в мозге зоны, отвечающие за подозрительность или доверие. И преуспели! Возможно, гиперактивность этих участков провоцирует манию преследования.

Ученые нашли в коре головного мозга участки, отвечающие за подозрительность. Кроме того, что знание этих зон в будущем могло бы помочь во время деловых переговоров или, скажем, отбора персонала, медики задумались о том, что чрезмерная активность этих зон, возможно, наблюдается у параноиков.

Исследователи из Политехнического института Виргинии в США заинтересовались тем, какие области мозга отвечают у нас за подозрительность. Чтобы выяснить это, они набрали около двухсот волонтеров и провели эксперимент, предложив тем сыграть в продавца и покупателя.

При таком нехитром сюжете у игры были любопытные правила. Покупатель должен был торговаться с продавцом: он оценивал товар и говорил, сколько это, по его мнению, может стоить. После этого продавец называл свою цену. Если цена продавца была ниже той, что назвал покупатель, продавец получал номинал, а покупатель — товар и разницу между названной и реальной стоимостью. Если же названная покупателем цена была ниже, как это обычно происходит на рынке, сделка не совершалась, и обе стороны оставались ни с чем.

Читайте также: Найдены координаты местоположения души

Каждая пара продавец-покупатель проводила несколько таких "торгов", причем стоимость товара увеличивалась. Некоторые участники, исполнявшие роль покупателей, старались назвать более или менее реальную цену, другие все время озвучивали одну и ту же сумму. А третьи начинали хитрить: на дешевых товарах они сильно завышали стоимость, таким образом получая товар и приличную сумму денег, а на дорогих — занижали, заставляя продавца сбить цену, чтобы хоть по заниженной стоимости продать товар (напомним, если продавец называл цену выше, чем предложил покупатель, оба оставались ни с чем).

В это время исследователи при помощи ФМРТ наблюдали за активностью мозга "продавцов". Понятно, что для успешной торговли им нужно было разгадать стратегию "покупателей". Ни у кого из участников не было информации о партнере — честен он или не очень, какой стратегии игры придерживается, и все их предположения основывались исключительно на догадках и на степени собственного доверия к людям. Результаты своих наблюдений ученые опубликовали в журнале "PNAS".

Очевидно, у продавцов был стимул разгадать стратегию покупателя. Никакой информацией о партнере продавцы не располагали, то есть все их подозрения основывались лишь на поведении покупателя во время торга. Ученым удалось обнаружить зоны, которые побуждали продавцов проявлять большую подозрительность: это оказались миндалевидное тело и парагиппокампальная извилина.

Участие в этом процессе миндалевидного тела не удивило ученых: эта структура отвечает в том числе за формирование эмоций. А вот активности парагиппокампальной извилины нейрофизиологи не ожидали. Эта область, как известно, отвечает за запоминание сцен из прошлого, в ней хранятся описания ситуаций, которые с нами случались. То есть теория психологов о том, что доверие и недоверие к миру основано на предыдущем опыте, имеет под собой вполне реальную физиологическую основу. В данном эксперименте парагиппокампальная извилина работала чем-то вроде полиграфа: чем сильнее продавец сомневался в намерениях покупателя, тем активней была эта зона.

Высокая активность этих "зон недоверия" в мозге может заставит человека иметь дело только с проверенными людьми и не пускаться в сомнительные авантюры. Можно пофантазировать о том, как далеком будущем фМРТ-сканирование будут проводить перед деловыми встречами, политическими переговорами или во время подбора персонала, чтобы оценить лояльность соискателя к компании.

Более того, от полученных результатов можно уже сейчас получить практическую пользу для человечества. Авторы работы предположили, что чрезмерная активность этих нейронных структур может служить причиной психических расстройств типа паранойи. Как известно, паранойя — это психическое нарушение, характеризующееся подозрительностью и хорошо обоснованной системой сверхценных идей.

Обычно система нездоровых идей у параноиков включает бред преследования: им кажется, что их выслеживают с какими-то злыми целями: усыпить и сделать донором органов, отравить, зарезать — конкретное воплощение болезненного бреда зависит от личности параноика. Психиатры называют бред этих больных "интерпретативным": человек, страдающий данным расстройством, видит реальность не искаженной, но вот интерпретирует ее в ключе своих фантазий и страхов. Если мимо проехала машина, нормальный человек задумается о ее марке, возможно, цене, или скорости, с которой она ехала, а возможно, просто не заметит. Параноик, скорее всего, "встроит" увиденный автомобиль в картину своего бреда: подумает, что за ним следят, хотят похитить или убить.

Читайте также: Ангелы и демоны живут в разных отделах мозга

Нельзя сказать, что такая ситуация невозможна в реальной жизни — в этом-то и состоит сложность обращения с параноидальными больными. Многим из них зачастую удается придать видимость реальности своему бредовому мышлению. Они вовлекаются в судебные процессы, вызывают врачей с жалобами, что их хотят отравить и т. п. Знание нейрофизиологических признаков паранойи помогло бы врачам и судебным следователям перенаправлять больных "по адресу", при помощи фМРТ отличая параноидальные фантазии от реальных жалоб людей, находящихся в опасности.

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить