Виртуальная реальность возвращает нас в детство

Виртуальная реальность дарит нам детство

В детстве, когда вы едва дотягивались подбородком до края стола, все казалось огромным: безбрежная тарелка с кашей, тяжелая ложка, сидящие рядом взрослые. Испанские исследователи нашли способ вернуть человеку детский взгляд на мир при помощи виртуальной реальности. Получив виртуального аватара-ребенка, испытуемые чувствовали, что "уменьшились".

При помощи несложного эксперимента Мел Слейтер из Барселонского университета обнаружил, сколь значительно виртуальная реальность меняет восприятие окружающего мира. На первом, тренировочном этапе опыта Слейтер и его коллеги предлагали добровольцам надеть так называемые "очки виртуальной реальности" и оценить размер нескольких кубиков, которые также находились в виртуальном пространстве.

Участники руками показывали предполагаемый размер объектов, а ученые сообщали, насколько правильными были их оценки. Затем добровольцев просили еще раз оценить размер нескольких других кубиков, но уже не сообщали правильность их оценок.

На следующем этапе каждый участник эксперимента получал виртуальное тело, практически как в фильме "Аватар". Каждый доброволец побывал в телах двух персонажей: один из них выглядел как взрослый человек, а другой — как ребенок лет четырех. Пол персонажа соответствовал полу участника. Интересно, что при этом оба аватара были одинакового размера — разными были лишь их пропорции и внешний вид.

Читайте также: Ученые оправдали компьютерные игры

Задание было тем же: следовало оценить размер нескольких объектов, находясь сначала в одном, а затем в другом теле. Разводя руки в стороны, участники эксперимента показывали предполагаемую величину объектов. Как отмечают ученые, они нередко ошибались — все же пока в виртуальной реальности люди не чувствуют себя как дома. Но она, несомненно, влияет на них. Потому что, находясь в теле ребенка, добровольцы видели все увеличенным примерно вдвое — по сравнению с их собственными оценками "из тела" взрослого!

Получается, виртуальность обладает колоссальной силой убеждения. Чтобы человек смотрел на мир глазами четырехлетнего ребенка, необходимо было, чтобы движения его "детского" аватара совпадали с мускульными усилиями испытуемого. При рассинхронизации движений к участникам сразу же возвращался их "взрослый" взгляд на мир.

Ученые видят широкие возможности для использования их открытия. Разве не полезно иногда почувствовать себя в шкуре другого человека? К примеру, предполагают они, можно в исправительных целях "помещать" преступников в виртуальное тело жертвы, чтобы они увидели события ее глазами. Добавим также, что и родителям, несомненно, было бы полезно иногда взглянуть на мир глазами ребенка — к примеру, чтобы почувствовать, как неприятно получить подзатыльник от виртуальной мамы. Вообще, эмпатия — вещь на редкость полезная, и если какое-то устройство действительно способно ее вызывать, оно, несомненно, послужит на благо людям.

А вот Джереми Бэйлинсон и Стэнфордского университета в Калифорнии призывает задуматься, не повредят ли восприятию нашумевшее изобретение компании "Гугл" — очки Google Glass. Если виртуальность так сильно изменяет восприятие, настаивает он, что будет с людьми, к примеру, переходящими дорогу в этом устройстве?

Насколько реальны его опасения, покажут дальнейшие испытания. Вполне возможно, что беспокойство Бэйлинсона преувеличено. Вспомним, что в 90-ые годы, когда получили распространение компьютерные очки и шлемы, позволяющие ощутить себя в виртуальной реальности, в обществе и прессе поднялся страшный шум. Все пророчили человечеству скорую гибель из-за ухода в виртуальный мир: люди опасались, что острые ощущения в виртуальности полностью вытеснят потребность в реальном общении, более того, заставят пользователей забыть о еде и сне до полной смерти от истощения.

Кроме того, геймерам прочили полное выпадение из реальности: газеты писали о том, что человек, который только что двигал горы и небоскребы одним движением пальца, может забыть, что он не так всемогущ в реальном мире, и погибнуть по неосторожности. Однако массовых смертей, к счастью, не было — во всяком случае, любители компьютерных игр гибли не чаще, чем обычные гэмблеры (люди, зависимые от азартных игр) или трудоголики, сгорающие на работе.

Читайте также: Интернет как резервная копия мозга

Интересно было бы выяснить и то, как влияет виртуальная реальность на психологическом уровне: изменяет ли она систему моральных ценностей и нормы допустимого в обычной жизни? Влияют ли игры с жестоким сюжетом (грабежи, убийства, преследования, война) на психику игроков, особенно несовершеннолетних? Все это психологам предстоит выяснить в дальнейших экспериментах. Но свидетельство того, насколько виртуальность влияет на наше восприятие, полученное в эксперименте Слейтера, заставляет задуматься о ее влиянии на человеческую психику.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить