Лесные пожары "воскресят" Чернобыль

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор угрожают ряду территорий. Не исключено, что всю Европу накроет ядовитое облако: лесные пожары на Украине и в Белоруссии высвобождают радиацию из верхних слоев почвы. Лесные пожары и так влияли на радиоактивный фон Европы, однако с изменением климата и политической обстановки ситуация ухудшается, пишет издание New Scientist

После взрыва реактора на ЧАЭС в 1986 году украинцы и белорусы, жившие на самой загрязненной территории в 4,8 тысячи квадратных километров, были эвакуированы. Зона отчуждения стала зловещим заповедником и поросла густыми лесами, где нашли себе убежище дикие животные.

Николаос Евангелиу из Норвежского института исследования воздуха и его коллеги проанализировали влияние лесных пожаров на атмосферу и рассчитали их частоту и интенсивность в будущем. Исследователи изучили спутниковые снимки лесных пожаров 2002, 2008 и 2010 годов, замерили уровень радиоактивного цезия-137 в тех областях и совместили полученные данные с моделями движения воздуха и самих пожаров.

Ученые полагают, что в верхнем слое почвы зоны отчуждения до сих пор остаются от двух до восьми из 85 петабеккерелей радиоактивного цезия, высвободившегося в результате аварии. В другой экосистеме радиоактивность почвы можно было бы снизить за счет естественной эрозии и вырубки лесов. Однако в этих заброшенных краях, отмечает Евангелиу, деревья накапливают в себе радиоактивные ионы, а опавшие листья возвращают их в почву.

В результате трех лесных пожаров вместе с дымом в атмосферу могло попасть до восьми процентов содержащегося в почве цезия-137. А дым распространился по весьма обширной территории — он дошел до Восточной Европы, Турции, Италии и Скандинавии.

"Эта модель, возможно, не отражает все потенциальные риски, — отмечает Ян Фэрли, бывший глава британского правительственного Комитета по изучению радиационного риска, оценивавшего влияние последствий аварии на ЧАЭС на здоровье. — Оценка последствий основывается на длительности периода полураспада цезия-137, и ряд исследователей полагает, что он дольше, чем было принято считать".

По расчетам команды Норвежского института исследования воздуха, средняя доза излучения в Киеве составляет 10 микрозивертов — это один процент от допустимой годовой дозы. "Это очень мало, — говорит Тим Муссо из Университета Южной Каролины, соавтор исследования. — Но эти пожары служат нам предупреждением о том, что радиация может распространиться и дальше. Если очередной пожар будет особенно масштабным, радиация доберется и до густонаселенных районов".

Сама по себе средняя доза — не такая большая проблема. Но радиоактивный стронций, плутоний и америций распространяются довольно неравномерно, к тому же их с удовольствием накапливают, к примеру, грибы. "Доза внутреннего облучения в этом случае может быть весьма существенной, — отмечает Муссо. — При этом обнаружить рак на начальных стадиях очень непросто".

Вероятность того, что частота лесных пожаров в будущем возрастет, очень велика. По данным межправительственной группы экспертов по изучению климата, засуха серьезно усугубляет пожароопасную обстановку, и в дальнейшем ситуация только ухудшится. Одна из причин — это отсутствие управления лесам, которое подразумевает расчистку лесных дорог, вырубку противопожарных просек и удаление мертвых деревьев, отмечает New Scientist

К слову, с 1986 года в зоне катастрофы стало вдвое больше сухих деревьев и листьев, основного "топлива" для пожаров. Возможно, это объясняется тем, что радиация убивает насекомых и микроорганизмы, которые превращают пожароопасные сухостой и листья в "безопасную" лесную подстилку. "Мы привезли мусор из чистой зоны в зараженную и обнаружили, что процесс распада происходит вдвое медленнее", — говорит Евангелиу.

Разработанная учеными модель рассчитала, что пик лесных пожаров придется в промежуток между 2023 и 2036 годами. К 2060 году они, возможно, будут случаться несколько реже, однако большая часть радиоактивных отходов к тому моменту уже успеет распасться. В рамках программы ООН по защите окружающей среды в лесах устанавливают видеокамеры, но большая часть украинских лесов все равно недоступна для пожарных. "Там практически джунгли", — объясняет Евангелиу New Scientist.

"Это серьезная проблема, так же, как и в окрестностях АЭС "Фукусима-1", где радиацией загрязнена существенная территория лесного фонда, — говорит Кейт Бэверсток из Университета Восточной Финляндии в Куопио, ранее возглавлявшая отдел радиационной защиты ВОЗ. — Отсутствие управления лесами, замедленное разложение мертвых деревьев из-за радиации и изменение климата способствуют повышению риска возникновения лесных пожаров и, как следствие, дальнейшее распространение радионуклидов".