Двойки и пятерки мозгового штурма

Существует ли шкала оценок для национальных наук? Трудно ее составить, ведь наука – материя особая. Попробуйте-ка измерить количественно и качественно научный продукт, идеи и их взаимосвязь с социально-экономическими процессами. И тем не менее эту задачу приходится решать, поскольку уровень развития науки и техники – один из основных факторов, определяющих сегодня место любой страны в системе мирового хозяйства. Согласно расчетам американских исследователей, именно этот фактор и связанные с ним технические инновации обеспечили примерно 9/10 роста производительности труда в США (1909–1949 гг.) и в ФРГ (1950–1956 гг.) и стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населения.

Но как наиболее точно оценить этот самый уровень и объективно определить место той или иной страны в мировой научной системе? Ю.Ю. Ковалев, сотрудник кафедры географии МГУ им. М.В. Ломоносова, и его коллеги предложили методику научного “ранжирования” стран. Причем ученые выбрали для исследования только те страны, которые имеют весь комплекс статистических показателей за последнее десятилетие ХХ века, ведь в таком деле надо оперировать конкретными числами. К сожалению, набралось всего 57 государств с полным “джентльменским набором” научно-технологических стандартов.

В чем же заключается методика? Ученые рассматривали науку не как совокупность знаний, а как особый вид человеческой деятельности, как систему со “входом” и “выходом”. И что же у нас на “входе”? На “входе” – так называемые ресурсные показатели: число ученых и инженеров на тысячу населения; расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в расчете на одного жителя страны и на одного исследователя.

А на “выходе” – показатели эффективности науки: количество публикаций на тысячу жителей, а также на тысячу ученых и инженеров; число заявок от резидентов на выдачу патентов на тысячу населения, а также на тысячу ученых и инженеров; доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны; число компьютеров на тысячу населения.

Чтобы работать с этими данными, ученые использовали оценочный алгоритм В.С. Тикунова. В результате для каждой страны был вычислен итоговый показатель (от 0 до 1) и все рассмотренные страны удалось разделить на три группы.

Первая группа – страны с высоким уровнем развития науки. Их набралось двадцать: Швеция (1,0), Швейцария (0,923), Япония (0,9139), США (0,8342), Дания (0,7594), Нидерланды (0,7314), Финляндия (0,7230), Великобритания (0,7141), Израиль (0,7015), ФРГ (0,6919), Австралия (0,6858), Франция (0,6580), Республика Корея (0,6541), Норвегия (0,6471), Сингапур (0,6468), Канада (0,6395), Бельгия (0,6377), Австрия (0,6018), Новая Зеландия (0,5452), Ирландия (0,5173). США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция отличаются высокими расходами на науку: на их долю приходится около 80% мировых затрат. Причем в этих государствах исследования в большей степени финансирует частный капитал. Что же касается Швеции и Швейцарии, то расчеты показывают, что наука в этих странах наиболее эффективна. Кстати, Республика Корея отличается тем, что доля частного капитала в науке здесь самая большая в мире – 82 процента.

Вторая группа – страны со средним уровнем развития науки (с показателями от 0,51 до 0,11). В эту группу входит подавляющее большинство стран мира, включая Россию (показатель 0,1819). В этих странах превалирует государственное финансирование, причем явно недостаточное. Отсутствие частного капитала в науке объясняется не только системой ее организации, но и низкой долей наукоемких производств в этих государствах.

Наконец, в третью группу стран с низким уровнем развития науки (с показателем менее 0,11) попали 12 государств: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.

Увы, Россия сегодня слишком далека от лидеров. Даже удивительно, как быстро, за какие-то десять лет, мы утратили позиции научной державы. И горевать по этому поводу должны не столько ученые, сколько обыватели, они же налогоплательщики и избиратели. Ведь наше благосостояние и высокий уровень жизни в связи с этим откладываются на неопределенно долгий срок.

Любовь Викторова, агентство “Информнаука”

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
"Северный поток — 2" уже не остановить
Что на самом деле думают французы об Украине
Украина: без границ, но с евангелистами и лохотронами
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Восемь научных трюков для превращения в профи
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Эксперт объяснил панику вокруг конца света 23 сентября
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Президент Трамп ужесточил санкции против Северной Кореи
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно