Современные люди склонны дегуманизировать других индивидов

Жалость и симпатию можно "выключить"

В США изучают технологии и принципы дегуманизации личности. Причем делают это на биологическом уровне. Ученые из Университета Дьюка и Принстонского университета США показывали испытуемым фотографии, изображающие бездомных или наркоманов, и следили за реакцией мозга. Выяснилось, что изображения маргиналов не вызывали у части испытуемых эмпатии.

Сумасшедшие собачники, которые готовы убить за своего пса и отказывающие в праве на жизнь искусанному ребенку, а также зараженные вещизмом личности, способные удавить соперников за скидку в несколько долларов, и прочие "маньякообразные" персонажи нашей непростой действительности, принципиально отличаются от других людей.

Американские исследователи показывали 119 добровольцам картинки различных людей и просили описать те чувства, которые они испытывают, глядя на фотографии... Демонстрировалось четыре типа фотографий, которые должны были стимулировать ту или иную реакцию, сообщает Science Daily.

Например, девушка-студентка колледжа или американский пожарный должны были вызывать спектр преимущественно положительных эмоций. Изображения явно богатых людей должны были вызвать зависть, старый мужчина или женщина-инвалид - "пробить" испытуемых на жалость, а наркоманы и опустившиеся бездомные, по мнению ученых, могли провоцировать чувство брезгливости.

Читайте также: На нервной почве мозг садится на диету

Дело в том, что более ранние социологические исследования с привлечением возможностей функциональной магнитно-резонансной томографии мозга показали, какие части мозга стандартно включаются при взгляде на те или иные изображения.

Фотографии или картины с человеческими лицами активировали определенные участки нейронной сети, которые ученые связывают с возможностями социального познания и контакта. Далее, после фиксации эмоций испытуемых в связи с показанными изображениями, последовало обсуждение особенностей жизни представителей всех социальных групп, представленных на фотографиях.

Уже после этого участникам эксперимента вновь показали фотографии, фиксируя изменения в работе мозга с помощью магнитно-резонансной томографии. Оказалось, что у некоторых из них нейронная сеть, вовлеченная в социальное взаимодействие, не реагирует на изображения наркоманов, бездомных, иммигрантов и нищих.

При взгляде на таких людей у части испытуемых активировались зоны головного мозга, связанные с формированием чувств брезгливости, а также внимания и познавательного контроля.

Проще говоря, эти люди не воспринимались как люди. Это так называемое "дегуманизированное восприятие", примером которого может служить смесь любопытства, настороженности и отвращения, которое возникает у многих людей при взгляде на насекомое, особенно, показанное крупным планом.

Каков оказался процент испытуемых, у которых маргиналы выключены из числа людей, не сообщается. В некотором смысле, такая информация является военной тайной...

"Эти результаты свидетельствуют о значительной дегуманизации, то есть другому человеку отказывают в существовании чувств. Это происходит из-за того, что нет сочувствия по отношению к этим людям. Но что больше всего нас поразило, так это перенос сопереживания на другие объекты. Так, мы обнаружили, что многие приписывают эмоции животным и даже автомобилям, а на нищего на улице и не смотрят", - отметила руководитель исследования профессор Ласана Харрис.

Стоит отметить, что в природе человек человеку все же не брат, и такое восприятие членов одного вида не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако процессы включения и выключения "человечности" и контроль эмпатии (сопереживания) являются традиционным объектом манипуляции со стороны групп, управляющих обществом. Самым простым примером такого рода является подготовка населения к ведению боевых действий и формирование образа врага.

Важнейшим элементом психологической компании всегда является максимальная дегуманизация противника,которая позволяет расправляться с ним безо всяких угрызений совести. Военные профессионалы способны регулировать чувства самостоятельно (а также некоторые гражданские преимущественно мужского пола), однако у основной массы населения привитое годами воспитания человеколюбие все же приходится отключать.

Лучше всего этот процесс идет в условиях психологического шока. Однако более-менее известные прежние наработки были гуманитарными по своему содержанию. То есть психологи и социологи понимали, что если через каналы восприятия подать определенно структурированную информацию, на выходе получится приправленная ненавистью готовность к убийству. При этом существовала проблема отката и эмоционального выгорания, когда уже осуществленные акции по умерщвлению противника приводили к падению уровня агрессии.

И вот здесь выяснение локации нейронных сетей, отвечающих за признание человека человеком, играет важнейшую роль в процессе технологизации методов управления эмпатией. Во-первых, это позволяет подбирать психологически готовых исполнителей нетривиальных задач. Во-вторых, создает возможности для определения процента невосприимчивых в обществе в тот или иной момент, причем довольно простым путем - прохождением МРТ.

В-третьих, открывает новое поле для изучения возможностей управления этой частью мозга. Это может быть и генная инженерия, и, например, использование других биологических объектов, попадающих в организм человека, для химического подавления или стимулирования деятельности определенных участков мозга.

Несомненно, что дегуманизированные специальными и весьма тонкими методами личности будут вести себя вполне адекватно, быть социально адаптированными и при этом уничтожать целые группы людей безо всяких "лишних" эмоций. Впрочем, возможно и никаких технологий не потребуется - мозг сам сделает за манипуляторов основную часть работы.

Существует гипотеза о том, что мозг человека, испытывающего постоянный стресс, может "отключать" те участки, которые в данной ситуации бесполезны. И, к сожалению, зоны эмпатии как раз к таким и относятся - ведь при стрессе любому существу нужно повышать свою агрессивность, а не способность к сопереживанию (которая, наоборот, понижает агрессивность).

Жители же крупных городов (из которых и набирались добровольцы для вышеупомянутых исследований), и так постоянно испытывают стресс - в первую очередь, из-за того, что их там слишком много. И в данном случае бесполезно пытаться как-то контролировать его на сознательном уровне - здесь работают инстинктивные поведенческие программы, доставшиеся нам в наследство от обезьяноподобных предков. На человеческом языке их установки можно изложить так: "Если вокруг много подобных тебе существ, то тебе достанется меньше пищи и половых партнеров".

Неудивительно, что люди, которым подсознание каждый день "шепчет" такое, просто не вылезают из стресса. И, соответственно, зоны эмпатии оказываются у них постоянно "выключенными". Все это ведет к тому, что человек отказывается считать окружающих себя собратьев людьми (не всех конечно, просто сознание очерчивает узкий круг "своих", за кем звание человека сохраняется, а на тех, кто за его пределами, это не распространяется), и в первую очередь - тех из них, кто наименее похож на него. А отсюда и постоянные вспышки ненависти к инакомыслящим, представителям другой национальности или расы и тем, кто ведет принципиально другой образ жизни - в частности, бомжам, наркоманам, алкоголикам и инвалидам.

Читайте также:Доказано: мегаполисы давят на мозг

Ну, а если это так, то единственный способ остаться человеком в современном мире, то есть избежать дегуманизации собственной личности - это бежать из больших городов. И вообще, больше двух не собираться...

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника" 

 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *