Безумная личность гения...

"Чем безумнее личность гения, тем более совершенны его творения", - говорил выдающийся советский генетик Владимир Павлович Эфроимсон. Теперь правомерность такого заключения подтверждают результаты исследований венгерских ученых, которые нашли зависимость между гениальностью и заболеванием шизофренией. Об этом открытии "Правда.ру" побеседовала с кандидатом биологических наук Георгием Волошевым

Всем известны стереотипы о том, что гениальные люди страдают различными формами психических расстройств. Еще 1863 году выдающийся итальянский психиатор Чезаре Ломброзо издал книгу "Гениальность и помешательство", в которой проводил явные параллели между известными талантливыми людьми и помешанными, находившимися на попечении доктора

Сам Ломброзо признавал, что первые 12 глав своей монографии он написал под влиянием некоего «экстаза», как если бы большую часть книги ему кто-то надиктовал. Это заставило ученого признаться в том, что он, не исключено, также страдает каким-то психическим недугом.

Читайте также " Музыкант и альтруист - близнецы-братья "

Действительно, среди гениальных художников, писателей и политических деятелей было множество людей, страдавших неврастенией, шизофренией, паранойей и другими клиническими формами психических расстройств. Достаточно вспомнить Ван Гога, Николая Гоголя, Гете, отца и сына Дюма. И вот уже много лет ученые ищут связь между недугами рассудка и способностью создавать шедевры.

Исследования венгерских генетиков из Университета Земмельвейс были сконцентрированы на одном из белков, вырабатываемом в человеческом организме, – нейрегулине-1. Этот протеин отличается разнообразием изоформ, каждая из которых обладает собственной уникальной функцией – от развития сердца в эмбрионе до восстановления головного мозга после инсульта.

Разнообразные мутации гена нейрегулин-1 ( NRG 1) оказывают различное влияние на здоровье человека. Однако ранее было доказано, что любая из них существенно увеличивает риск заболевания шизофренией, причем наличие сразу нескольких изменений в гене умножают шанс в геометрической прогрессии.

Руководитель проекта Шабольц Кери привлек к участию в эксперименте 200 добровольцев творческих профессий – музыкантов, художников, поэтов. Кроме расшифровки их генома, он попросил пройти тест на креативное мышление, а также представить объективную оценку своих работ – патентов, критических статей и тому подобного.

Проведя анализ полученных результатов, генетики обнаружили, что наиболее высокие показатели творческого склада ума демонстрируют люди, у которых присутствует две и более мутации NRG 1. Обладатели одной мутации существенно отстают от них в достижениях, но все равно превосходят тех, кого изменение гена обошло стороной.

Вместе с тем не приходится говорить о том, что только нейрегулин-1 воздействует на гениальность и сумасшествие. Известно, что этот протеин чаще других факторов влияет на возникновение психических расстройств, но при этом не является обязательным условием. Так же не однозначно выглядит вопрос о его влиянии на творческие способности.

Пока что речь идет о возможной стимуляции нейрегулином-1 отдела головного мозга под названием префронтальный кортекс, в равной степени считающийся очагом безумия и таланта. Но не всегда оба свойства развиваются одновременно. Другое исследование, уже английских ученых, показало, что в семьях с наследственным заболеванием шизофрении каждое последующее поколение страдает все более сильной формой слабоумия.

На неоднозначность этого открытия указывает и российский коллега Шабольца Кери – кандидат медицинских наук, сотрудник Медико-генетического научного центра РАМН Георгий Волошев. В интервью корреспонденту "Правды.ру" он сказал:

"Данные, полученные венгерскими учеными, хоть и заслуживают достойного внимания, но не могут быть приняты как однозначный ответ на вопрос о связи гениальности и безумия. Дело в том, что пока показано лишь влияние нейрегулина-1 на шизофрению и другие болезни шизоидного типа.

В тоже время мы знаем, что многие гениальные люди страдали психическими расстройствами другого типа – от различных форм психоза до эпилепсии. Связь этих недугов с NRG 1 пока еще не выявлена.

По мере того как мы будем больше узнавать о строительных кирпичиках геномы, прояснится и влияние генов на отдельные функции

Безумная личность гения...
человеческого организма. Не подлежит сомнению: рано или поздно мы будет знать все, что лежит в области науки. Но пока к любым опытам и выводам из них стоит относиться осторожнее".