Смертоносные бактерии возвращаются

В последнее время вспышки бактериальных инфекций вновь захлестнули различные регионы мира. Похоже, смертоносные микроорганизмы берут реванш за годы своего "унижения" в эпоху антибиотиков и вакцинаций. Но и ученые не дремлют — они разрабатывают новые и совершенные методы диагностики инфекционных заболеваний. О них и рассказывается в этой статье.

Их нельзя увидеть, понюхать или попробовать на вкус. Однако они везде: в воде, пище и на любых предметах, которые нас окружают, а размножаются с такой скоростью, что, когда традиционные методы выявления болезнетворных организмов показывают их наличие, помогать больному зачастую оказывается уже поздно. Десятки тысяч человек страдают от сальмонеллы, кишечной палочки и листерии.

Слава добрым докторам и биохимику Ли Инь Фу! Ученый вместе со своей командой разработал простой тест, который может быстро и точно определить, какими именно бактериями вызвано недомогание. Кроме того, изобретенная Ли система "охотится" за бактериями, вычисляя их еще до того, как они успеют захватить нашу пищу и воду.

Как и любые живые существа, бактерии оставляют за собой следы. В их случае — из ДНК-"помета". Продукты жизнедеятельности какой-нибудь кишечной палочки улавливаются молекулярными маяками, которые действительно светятся, напав на продукты жизнедеятельности бактерий.

Созданный им датчик Ли окрестил DNAzyme. Детище биохимика может идентифицировать практически все известные на сегодняшний день бактерии, причем, помимо DNAzyme, никакого специализированного оборудования не потребуется. "Современные методы обнаружения бактерий, живущих в пище, требуют времени. Так, на выявление листерии может уйти до пяти дней, а это достаточно большая задержка, которая может стоить больному жизни. Мы создали тест, который основан на менее сложных механизмах, однако выдает такие же точные результаты, как и традиционные методы диагностики", — поясняет Ли.

К слову, Ли не стал первопроходцем: еще три года назад японские биохимики сообщили о разработке подобного теста, способного, правда, выявлять в воде и пище только одну бактерию — кишечную палочку E. coli. Да и то Ясунори Тандзи и его коллеги делают оговорку: тест работает на обнаружение колиформ, бактерий той же группы, что и кишечная палочка, так что E. coli в обнаруженных штаммах может вообще не оказаться. Наличие колиформ органы здравоохранения расценивают как признак загрязнения воды фекалиями.