Автор Правда.Ру

Создание в провинциях единой диспетчерской службы «01» под большим вопросом?

В последнее время в прессе все чаще можно встретить материалы о реформировании одного из самых крутых министерств нашей страны – МЧС. Сначала это были статьи о присоединении к МЧС государственной противопожарной службы, потом – о создании в недрах МЧС идеи объединения во всех городах и весях диспетчерских всех чрезвычайных служб, затем – о переименовании противопожарной службы в пожарно-спасательную службу, а пожарных – в спасателей...
Затем из уст министра МЧС прозвучала идея создания единой чрезвычайной службы на базе пожарных частей (вплоть до объединения в единую организацию и “Скорой помощи”). А создание единой дежурно-диспетчерской службы с единым номером телефона “01”, оказывается (по сообщениям некоторых СМИ, в первую очередь центральных), уже решенный вопрос, воплощенный в жизнь! Как же все эти нововведения отразятся на обычном горожанине-"немосквиче", как будут работать сотрудники служб в провинции в новых условиях, и каковы эти новые условия в жизни небольшого провинциального города? ПРАВДА.Ру вместе с нашим инфо-партнером, поморским ИА “Двина-Информ” решили обратиться к одному из бывших сотрудников штаба ГО и ЧС Северодвинска (у него имеется многолетний опыт работы в структурах МЧС) с просьбой проанализировать ситуацию. В подготовке этого анализа приняли посильное участие и некоторые сотрудники Муниципальных служб спасения городов Поморья. Вот что получилось.
Решено было для начала посмотреть материалы, которые печатает по данному вопросу журнал, выпускаемый МЧС -- “Гражданская защита”. В одном из журналов (№9 2003г) напечатана статья, которая объяснила непосвященному в проблему журналисту, что МЧС идет правильным путем. Путем, который показывают все спасательные службы цивилизованных стран. Но стоп - это у них там все по полочкам разложено, а как же у нас? В статье написано, что для создания единой пожарно-спасательной службы необходимо выполнение нескольких условий. Первым организационным шагом к воплощению этой идеи должна стать единая дежурно-диспетчерская служба, единый координирующий центр. Специалисты в один голос твердят, что единая диспетчерская служба – это чрезвычайно прогрессивная система. Несомненно, жителю города, который попал в чрезвычайную ситуацию, гораздо проще позвонить по одному номеру, получить помощь и скорой помощи, и пожарной службы, и аварийно-спасательной службы. В случае с единой диспетчерской о том, кого необходимо вызвать по данной ситуации, будет хладнокровно думать специально обученный оператор интегрированной пожарно-спасательной службы, а не растерявшийся в нестандартной ситуации человек. Так должно быть в идеале, но в реальности все гораздо сложней. Все звонки по телефону 01 поступают на диспетчерский пункт пожарной части, которая не связана прямыми линиями с другими чрезвычайными службами города. При поступлении вызова диспетчеру придется связываться или со службой спасения, (в которой с подачи городских властей планируется упразднить оперативных дежурных в качестве экономии средств) или со станцией скорой медицинской помощи по обычному городскому телефону. И если в ответ раздаются короткие гудки он вновь и вновь должен набрать номер, чтобы отправить на помощь человеку необходимых специалистов. Представили, сколько вхолостую будет расходоваться времени, когда счет идет на секунды? Кроме того, после официального объявления о начале работы единой диспетчерской, оператору связи “01” придется принимать самые разные сообщения: об упавших деревьях, о внезапных отключения электричества, о кошечке, которая кричит на дереве, о собаке, которая не пускает жителей в подъезд, об утерявшихся людях, о сердечном приступе, рыбаке которого уносит в море и многие другие. И если учесть, что на смене работает один диспетчер, а в пожарной части всего лишь две прямых телефонных линии, то звонок, на который нужно отреагировать моментальным выездом специалистов, может просто не “прорваться”. Ну, а где можно заказать проект единой диспетчерской с обоснованием необходимого оборудования, штатной численности, затрат на ее создание? Таких адресов оказалось немало. Я полагал, что этим же путем идут и ее создатели в управлении ГО и ЧС города, но ошибся – ни о каком техническом проекте речи пока не идет. Приказ издан, но финансово он никак не подкрепляется. Средств на техническое перевооружение диспетчерской службы у города нет, нет финансовой поддержки и от областного бюджета. При таком решении вопроса его воплощение затянется на многие годы. Благие намерения, как у нас водится, остаются таковыми лишь на бумаге, отчетах руководителей соответствующих структур, да в мыслях их создателей.
А что же с созданием единой пожарно-спасательной службы? Кроме общих рассуждений о ее пользе никаких нормативно-правовых документов, подтверждающих реорганизацию, не оказалось ни в управлении ГО ЧС, ни в противопожарной службе города, ни в аварийно-спасательной службе. В пожарных частях области полным ходом идет первоначальная подготовка сотрудников с последующей аттестацией их в звании спасатель РФ. Но ведь для того чтобы наработать необходимый опыт, навыки, приобрести знания, необходимо очень значительное время. В статье написано что “пожарная охрана в нашей стране в основном занимается тушением пожаров, а в ликвидации последствий ЧС техногенного характера принимает небольшое участие”. Но как же может быть иначе, если количество пожаров по статистике все возрастает, и для того чтобы отвлекать пожарных от их основной деятельности видимо надо существенно ужесточить противопожарныенормы и требования и выполнять их (что может уменьшить количество пожаров), и провести очень значительное перевооружение частей современной техникой и средствами пожаротушения. (По собранным мною данным, в Северодвинске требуется заменить практически весь автомобильный парк городской ПЧ, а потребность в пожарных рукавах составляет 70% от нормативного). Непонятно, если пожарных нацелят на выполнение работ по ликвидации ЧС, то кто будет тушить пожары, и если основное предназначение пожарно-спасательной службы все-таки тушение пожаров, кто будет ликвидировать последствия ДТП, спасать люде на воде и т.д.? Или возможно расширение штатной численности ПЧ за счет профессионалов спасателей муниципальной службы спасения и создания единой службы по описываемой модели спасательных служб США. Видимо это было бы логичным завершением вопроса, но для этого надо состыковать гражданское законодательство по которому работают спасатели и законодательство в рамках которого действуют пожарные – служащие внутренней службы – военизированные формирования. Остается главный вопрос кто и когда решит его на законодательном уровне, кто и когда выделит на это средства. Сотрудники чрезвычайных служб города находятся в полном неведении – что будет завтра и как это будет происходить. При этом слухов на эту тему ходит больше чем достаточно: это и о ликвидации спасательных служб и передаче их функций на противопожарную службу, и о том, что пожарных переведут в гражданское ведомство, и о передаче их финансирования в местный бюджет, (в котором денег нет) – все это не улучшает обстановку в службах.
Выдержка из статьи приведенной в журнале “Гражданская защита” №9 за 2003 год: “Никакие реформы и структурные изменения спасательной и пожарной служб не принесут желаемых результатов, если не будут подкреплены необходимым оснащением подразделений”… Все правильно, но на оснащение… денег также нет и, похоже, не предвидится в обозримом будущем, ведь дефицит городского бюджета превышает все допустимые уровни, и руководству города порой не до безопасности тех, кого они “администрируют” -- залатать бы дыры. Вот почему инициатива создания единой службы “01” в провинции под большим сомнением…

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Россия засомневалась во власти - после выходок правительства Медведева и чиновников Кремля высокий и ранее непоколебимый Путина снижается. Он уже стал похож на рейтинг Горбачева...

Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева

Эксперт Владимир Расхожев поделился своим пониманием произошедшего. По его мнению, объект не является метеоритом, так как у него была слишком маленькая скорость — не более нескольких километров в секунду. Тогда как метеориты летят так быстро, что "не успевают даже нагреться до столкновения с землей".

На Липецкую область упал неизвестный объект из космоса. Видео
Комментарии
Савченко предсказала судьбу Украине
В Индии изнасиловали активисток движения против работорговли
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Реформы Медведева и Гайдара: два мнения лоялиста и реформатора
Рейтинг Путина сравнялся с рейтингом Горбачева в 1989 году
СМИ США рассказали, что не так с Черноморским флотом России
Рейтинг репутации стран: Россия на 52-ом месте
В Индии изнасиловали активисток движения против работорговли
Крымский мост как новое российское оружие против Украины
Лидер США Дональд Трамп вне закона
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Тревога и стресс позволяют людям контролировать свои действия
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Савченко предсказала судьбу Украине
Россия вывела ударный флот против авианосцев США
Наши люди в Европарламенте - кто они?
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Тревога и стресс позволяют людям контролировать свои действия
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева