Россия потеряла великого сына

"На обычный вопрос, где и что исследовать,
не могу дать иного ответа: везде и все"

С.О.Макаров

Флотоводец, ученый, кораблестроитель, писатель, изобретатель — и все это один человек, личность, сравнимая по масштабу с великими деятелями эпохи Возрождения. Вот он в форме русского морского офицера сидит за писменным столом в "своей", теперь уже мемориальной, каюте — Степан Осипович Макаров. 13 апреля этого года исполняется сто лет со дня трагической гибели командующего Тихоокеанским флотом императорской России, адмирала Макарова.

С.О.Макаров родился 27 декабря (по старому стилю) 1848 года в г. Николаеве, в семье "прапорщика по флоту". Будучи недворянского происхождения, юноша, мечтавший о море и кораблях, не мог сразу поступить в престижный Морской корпус и начал свою военно-морскую службу с обучения в Штурманском училище в г. Николаевске-на-Амуре. В первые же годы учебы юный Макаров совершил ряд практических плаваний на кораблях Сибирской флотилии, имевших большое значение для формирования его как моряка. По окончании училища, он продолжил образование уже в Морском корпусе, из которого выпустился в 1869 году в звании мичмана.

Макаров пришел на флот в тот период, когда в России происходили важные социально-экономические перемены, а флот перевооружался — на смену парусным боевым кораблям приходили паровые, появились минное и торпедное вооружение, броня. Но новое требовало и новой тактики. И лейтенант Черноморского флота Макаров смело выдвигает идею активных действий против вражеских кораблей парохода, как носителя минных катеров. Будучи от природы великолепным организатором, он успешно реализовал задуманное во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В короткий срок, под его руководством, был переоборудован пароход "Великий князь Константин", подобрана и обучена команда. За год с небольшим военных действий пароход под командованием Макарова потопил артиллерией девять турецких судов, повредил минами два и потопил один боевой корабль. Командир был награжден орденами и ему было присвоено звание капитана 2 ранга, команда также была награждена орденами и медалями.

По окончании русско-турецкой войны Макаров непродолжительное время служил на Балтике, а затем учавствовал в Ахал-Текинской экспедиции. В 1881 г. он был назначен командиром парохода "Тамань", находившегося в распоряжении российского посла в Константинополе. Командование "Таманью" составило новый замечательный период в деятельности С.О.Макарова. Он организовал и произвел исследования водообмена Черного и Средиземного морей, причем приборы для этих исследований были разработаны им самим же. Огромный материал этих исследований был суммирован, обработан и изложен Макаровым в работе "Об обмене вод Черного и Средиземного морей", вышедшей в "Записках Академии Наук" за 1885 г., труд был удостоен премии Российской Академии Наук, выводы в нем изложенные не потеряли практического значения и в наши дни.

В 1883 — 1886 гг. Макаров служил на Балтийском флоте флаг-капитаном Практической эскадры, затем командиром фрегата "Князь Пожарский". Ведя большую работу по обеспечению боевой подготовки Макаров не прекращал научной работы. В частности , он занимался в то время проблемами быстрого приведения в готовность паровых машин и снижения расхода топлива. Предложенное им устройство значительно снижало расход топлива и сокращало время разводки пара в котлах с нескольких часов до восьми минут.

Замечательным событием в истории русского флота второй половины ХIХ в. было кругосветное плавание корвета "Витязь" под командованием Макарова в 1886 — 1889 гг. По инициативе и под руководством Макарова на "Витязе" производились обширные метеорологические и гидрологические наблюдения на всем протяжении маршрута плавания в Балтийском , Северном морях, в Английском канале, в Атлантике и в Тихом океане. По возвращении из плавания Макаров тщательно обработал привезенный материал, изучил и проанализировал данные, накопленные наукой до него, обработал журналы наблюдений кругосветных плаваний русских моряков за 19-е столетие и написал двухтомный труд "Витязь" и Тихий океан". Труд был высоко оценен специалистами, автор получил премию от Академии Наук и золотую медаль Русского географического общества. С этого плавания образовалась традиция называть российские и советские научно- исследовательские суда именем "Витязь".

В январе 1890 г. Макаров был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом эскадры Балтийского моря, затем с 1891 по 1894 г. он исполнял обязанности Главного инспектора морской артиллерии. В эти годы Макаров изобрел наконечники из мягкого металла, которые значительно увеличили бронебойную силу снарядов. Эти наконечники вошли в историю артиллерии, как "макаровские колпачки", а изобретатель их справедливо был назван "победителем брони". В конце 1894 г. Макаров был назначен командующим эскадрой Средиземного моря. Вскоре после назначения эскадра была направлена на Дальний Восток, где Макаров пробыл до 1896 г. В начале этого года он был назначен вновь на Балтийский флот старшим флагманом 1-й дивизии. Командование этими соединениями убедили Макарова в том , что на флоте очень слаба тактическая подготовка офицеров. Решая эту проблему, он разрабатывает целый ряд руководств по вопросам ведения боя и обобщает выводы в крупном военно-теоретическом труде "Рассуждения по вопросам морской тактики".

В конце 90-х годов Макаров большое внимание уделял изучению Арктики, положив начало освоению Северного морского пути с помощью ледоколов. В 1898 г. по проекту Макарова и под его руководством был построен ледокол "Ермак", на котором он трижды ходил в арктические воды. О постройке "Ермака", о его плаваниях в Арктике, о научной работе, проводившейся на нем, Макаров собрал обширный материал и обобщил его в книге "Ермак" во льдах". Ледокол окозался настолько удачно спроектирован и построен,что продолжал свою службу до середины 60-х годов ХХ века.

Но, пожалуй, самым главным достижением русского флотоводца, за которое чтят его кораблестроители, военные и гражданские моряки всех морских держав, явилась разработанная им теория непотопляемости корабля. Начав заниматься этой проблемой молодым 22-х летним мичманом, С.О.Макаров всю жизнь непрерывно собирал и анализировал материалы аварий и катастроф кораблей и судов, исследовал их причины, разрабатывал методы борьбы за живучесть кораблей, изобретал приспособления и оборудование.

Трагично, но это не спасло великого адмирала от гибели на корабле — слишком обширна была катастрофа, произошедшая на броненосце "Петропавловск". 13 апреля (по новому стилю) 1904 года, назначенный два месяца назад командующим Тихоокеанским флотом, вице-адмирал Макаров вывел из Порт-Артура эскадру кораблей с намерением вступить в бой с японской эскадрой, появившейся вблизи русской базы. Маневрируя при перестроении, броненосец "Петропавловск", на котором держал свой флаг командующий, наскочил на мину японского минного заграждения, выставленного накануне ночью. От взрыва мины сдетонировали подобные же мины на борту броненосца и корабль водоизмещением 13 тысяч тонн исчез с морской поверхности, унося с собой почти весь экипаж и выдающегося флотоводца, ученого, изобретателя С.М.Макарова.

С.н.с. Н.Париков

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Кравчук: Советский Союз развалили украинцы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры