Стресс можно включить и выключить

Стресс — реакция на любое психическое или физическое воздействие, требующая, по мнению организма, немедленного ответа. К сожалению, этот ответ не всегда возможен. Мы не можем, к примеру, выключить шум машин и повлиять на обилие людей на улицах города. Напряжение накапливается и постепенно нарушает нормальные функции организма, приводя к психосоматическим расстройствам и депрессии.

Ученые считают, что сумели вычислить белок-"приспешник" стрессовых гормонов, помогающий им проникать в серотониновые нейроны мозга и перепрограммировать нас на нервозное состояние. "Стрессовыми гормонами" называют глюкокортикоиды. Несмотря на такое название, в малых дозах эти вещества помогают организму справиться с напряжением, а не вызывают его. Глюкокортикоиды воздействуют на нейроны, отвечающие за настроение: они влияют на синтез нейромедиатора серотонина. Малые количества стрессовых гормонов помогают мозгу прийти в спокойное состояние после стресса, а вот избыточные, напротив, ведут к неврозам и депрессивным расстройствам.

В современном мире человек испытывает стресса явно больше, чем это допустимо для нормального функционирования психики. Пять процентов населения Земли страдают периодическими депрессиями, а в мегаполисах это расстройство поражает каждого десятого. Неврозы, бессонница и перепады настроения знакомы еще большему количеству людей. К сожалению, жителям большого города не под силу повлиять на многие стресс-факторы: обилие людей и транспорта на улицах, толпы в общественных местах, длинные переезды по городу и т. п.

Читайте также: Доказано: мегаполисы давят на мозг

Поэтому ученые уже давно ищут способ повлиять на метаболизм горожан, отчасти "выключив" стресс-гормоны. Хитрость состоит в том, что функции глюкокортиоидов обширны. Нарушив их работу в целом, медики расстроили бы работу метаболизма и ухудшили иммунитет своих пациентов. Поэтому исследователи поставили перед собой задачу "дезактивировать" лишь одну функцию стрессовых гормонов: их влияние на нервные клетки, отвечающие за настроение.

Серотониновые нейроны — "эмоциональные" клетки мозга, попадающие под удар стресс-гормонов. И именно они, как обнаружили ученые из Пенсильванского университета в США, имеют специфический белок HDAC6, определяющий степень воздействия стресс-гормонов на рецептор. Обнаружилось это в ходе экспериментов на мышах.

Исследователи наблюдали за поведением грызунов, помещенных в общество своих агрессивных сородичей, а затем обследовали тех мышек, которые реагировали более спокойно, и тех, кто постоянно находился в стрессе. В некоторых случаях стресс доходил до того, что животные начинали стабильно избегать любых контактов, и их приходилось лечить антидепрессантами.

Впечатлительные и спокойные мышки отличались, по словам исследователей, именно уровнем белка HDAC6. Чем меньше этого вещества содержалось в рецепторах серотониновых нейронов, тем меньше животное было подвержено стрессу. В следующем испытании биологи вывели генно-модифицированных мышей, искусственно "выключив" у них ген HDAC6. Эти животные оказались более активны и жизнерадостны даже в тех случаях, когда их помещали в клетку к неприветливым особям. Их поведение и деятельность мозга не претерпевали характерных изменений, сопровождающих стресс.

Исследователи сделали вывод, что обнаруженный белок HDAC6 каким-то образом включает и выключает контакт глюкокортикоидов и серотониновых рецепторов, разрешая или не разрешая гормонам попадать в клетку и активировать стрессовую программу.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи обсуждают возможные разгадки действия белка. Согласно основной гипотезе, в работе HDAC6 каким-то образом участвует белок-шаперон Hsp90. Шапероны — особый класс белков, главная функция которых состоит в восстановлении правильной третичной структуры поврежденных белковых соединений, а также образование и диссоциация белковых комплексов. Без этих веществ многие ферменты и рецепторы были бы просто бесформенной полипептидной массой. Если в клетке нет HDAC6, то шаперон Hsp90 получает обратимые химические модификации.