Полосатое генетическое вторжение

В сельском хозяйстве, здравоохранении и биологических исследованиях наступает новая пчелиная эра. Расшифровав генетический код пчелы, ученые надеются раскрыть предпосылки существования развитого колониального насекомого. Пчелиную миграцию называют эффектным примером биологического вторжения.

Ученые разгадали генетический код пчелы, раскрыв секрет ее сложного социального поведения, усиленного обоняния, а также прояснили африканские корни насекомого.

Это третье насекомое, чей геном разгадан, и, таким образом, оно вступает в эксклюзивный клуб наравне с фруктовой мушкой и комаром.

Пчела, или Apis mellifera, развивалась медленнее, чем другие насекомые, но обладает большим количеством генов, предназначенных для обоняния.

«В биологии и биомедицине пчел используют для изучения в различных сферах, включая аллергию, эволюцию, геронтологию, изучение нервной системы, социальное поведение и анализ ядов животного происхождения», - говорит Джин Робинсон, директор проекта в Центре изучения пчел Иллинойского Университета.

«Проект генома пчелы объявляет о приходе новой эры изучения пчел в область сельского хозяйства, биологических исследований и человеческого здоровья», - добавил он.

С их высокоразвитой социальной структурой, где пчела-матка управляет десятками тысяч рабочих пчел, геном пчелы мог бы также улучшить поиск генов, ответственных за социальное поведение.

Но команда ученых, которые объявили об открытии в журнале «Nature», сделали заявили, что для того, чтобы понять социальную жизнь пчел, понадобится всестороннее изучение различных видов этих насекомых.

Пчела-матка живет в десять раз дольше, чем  рабочие пчелы и откладывает 2000 яиц в день. Несмотря на крошечный мозг, пчелы проявляют способности к познанию и учатся ассоциировать окраску, форму и запах цветка с едой, что повышает их производительную способность.

Ученые, которые проанализировав генетический код, сделали открытие, что впервые пчелы появились в Африке и в течение двух древних миграций заселили Европу.

«Распространение африканской пчелы по Новому Миру – это эффектный пример биологического вторжения», - заявили ученые в журнале «Nature».

Количество генов пчелы, ответственных за обоняние, превосходит гены, ответственные за вкусовые различия. Также у этих насекомых меньше генов, отвечающих за иммунитет, чем у фруктовой мушки или комара.

По мнению ученых, пчелы используют феромоны – вещества, выделяемые гландами, для определения пола, класса и возраста других пчел.

«Этот порядок ДНК – большой шаг на пути ответа на основной вопрос социальной эволюции: что потребуется для создания развитого колониального насекомого на генетическом уровне?», -  говорит Эдвард Уилсон из Гарвардского университета в своем комментарии к исследованию. Его слова цитирует CNN.