Чем выше сижу, тем лучше пою

Ученые выяснили, что для соловьев весьма важно, на каком месте они сидят во время пения. А также то, на какой высоте находится их соперник. И если два певца сидят на одном уровне, то между ними начинается ожесточенный песенный поединок. Статус самца соловья определяется не только качеством песни, но и высотой расположения его сцены от земли.

Как мы помним, басня "Квартет" Ивана Андреевича Крылова заканчивается словами: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". И говорит эти слова не кто иной, как соловей. То есть, по его мнению, музыкальные способности совершенно не зависят от местоположения самого музыканта. Однако, как выяснили зоологи, реальные соловьи в корне не согласны с заключением крыловского певца. Потому что они хорошо знают одно простое правило — место также имеет значение.

И это доказывает любопытный эксперимент, проведенный не так давно. А началось все с того, что зоологи из университета Базеля (Швейцария) и Нидерландского экологического института, наблюдая за брачным поведением самцов западного соловья (Luscinia megarhynchos), обитающего в Европе, заметили одну интересную вещь.

Известно, что когда весной эти певцы стараются изо всех сил, привлекая своим пением самочек, то, если услышат поблизости конкурента, тут же вступают в своеобразную песенную дуэль, стремясь заглушить пение противника или сбить его с толку своими руладами. То есть как бы устраивают состязание "кто кого перепоет". Так вот, оказывается, в подобном соревновании важную вещь играло то, где именно сидел противник.

Особенное значение имело то, на какой ветке сидел конкурент — на высокой или низкой. Наблюдая за птицами, ученые выяснили некоторую закономерность. Те, кто сидели на низких ветках, услышав пение более высоко сидящего певца, даже и не пытались с ним конкурировать, а практически сразу улетали. А вот если соперник оказывался с ними на одном уровне, то тут-то и начиналась ожесточенная дуэль.

Ученые предположили, что местоположение может говорить о статусе певца. Для того чтобы проверить свою догадку, они провели интересный эксперимент. Они сделали запись типичной соловьиной песни и с помощью динамиков, висящих на дереве проиграли ее нескольким соловьям. Причем каждый раз динамики располагались на разной высоте.

Читайте также: Соблазнить даму легче в большой компании

В результате было установлено, что особенно активно "конкурента" начинали заглушать самцы, сидящие примерно на том же уровне. По наблюдениям исследователей, они делали меньше пауз в песне и чаще повторяли свой вокальный номер. Последнее является стандартным приемом, с помощью которого соловей пытается прогнать соперника. А вот в случаях, когда динамики были расположены ниже, соловьи не особенно волновались. Если же искусственный певец "сидел" выше, то птицы быстро выходили из соревнования и улетали.

Получается, что соловей оценивает расположение конкурента и, исходя из этого, вносит изменения в песню. Значит, действительно местоположение косвенно указывает на статус самого певца. И этот статус в буквальном смысле соответствует "высоте положения".

По предположению ученых, только лишь наиболее уверенные в себе самцы отваживаются петь на верхних ветках. Это настоящие лидеры среди соловьев — ведь, чем выше забирается самец, тем проще его заметить хищнику и тем труднее ему оттуда скрыться. Поэтому только тот, кто полностью уверен в себе, решается на такое.

В то же время это еще говорит о внимательности высоко статусных самцов. Ведь если они умудряются оставлять после себя потомков, значит, всегда могут заметить приближение хищника (в отличие от привычного нам восточного соловья, Luscinia luscinia, его западные собратья редко поют по ночам).

Кроме того, вероятно, самочек привлекает в таких самцах не только их пение, но еще и бесстрашие. И, наконец, в том, чтобы занять верхнюю ветку, есть еще один плюс — доминант может быть в курсе дел всех своих потенциальных конкурентов в округе. Ведь сверху все лучше видно и слышно.

В заключительной части эксперимента биологи сравнили песни тех соловьев, что все время садились высоко, и тех, что предпочитали нижние ветки. В результате оказалось, что "верхние" певцы действительно куда более талантливы. Их песни отличаются большим разнообразием, и они реже фальшивят. Да и паузы они делают не так часто, как "нижние". Словом, у них куда больше шансов привлечь внимание прекрасной дамы, чем у трусишек и бездарей, скрывающихся на нижних ветках.

Читайте также: Среди птиц тоже встречаются мафиози

Итак, как видите, Иван Андреевич был не прав. Уж для кого, а для соловьев место пения имеет большое значение. Точнее говоря, его высота от поверхности земли…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Рассекречено: упивающийся Ельцин все время пытался сбежать в США
Матвиенко призвала прекратить "зарплатное" неравноправие в России
Рассекречено: упивающийся Ельцин все время пытался сбежать в США
Зачем Китай перебросил в Сибирь военные истребители
Как перед битвой: армия России приведена в высшую боеготовность
Все тайны ГКЧП: кто, как и зачем убил Советский Союз
Почему разрыв с Россией вобьет Украину в нищету
Америка запасается нефтью для разорения Европы и России
В Киеве снова приговорили Россию к развалу
Все тайны ГКЧП: кто, как и зачем убил Советский Союз
Мария Бутина: у США лицо Гестапо
Последняя эстонская компания отказалась от сотрудничества с Россией
Мария Бутина: у США лицо Гестапо
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
Почему Россия не штурмует порт с "Механиком Погодиным"
В Киеве снова приговорили Россию к развалу
В Киеве снова приговорили Россию к развалу