Жизнь в стае стирает воспоминания

Недавно биологи из Великобритании раскрыли еще одну загадку саранчи. Оказалось, что при переходе этих насекомых от одиночного к стайному образу жизни у них может изменяться память, в результате чего они начинают смотреть на мир буквально другими глазами. Так, стайная саранча с аппетитом пожирает те ядовитые растения, которых одиночки избегают.

Напомню, что саранчой обычно называют представителей нескольких видов семейства Acrididae, которые, хоть и ведут в норме одиночный образ жизни, при определенных условиях все же способны образовывать крупные стаи численностью до сотен миллионов особей, мигрирующие на значительные расстояния. Однако те, кто видел одиночную особь саранчи и ее "стайный" вариант, всегда поражались, насколько они резко отличаются друг от друга — неспециалисту может даже показаться, что это представители двух совершенно разных видов!

В самом деле, насекомые, которые ведут одиночный образ жизни, обычно более крупные, но в то же время малоподвижные, пугливые, да и окрашены они достаточно бледно. А те, что родились уже после того, как саранча собралась в стаю, хоть и уступают в размерах своим одиночным сородичам, однако обладают куда более яркой окраской и весьма агрессивным и энергичным характером. Все это говорит о том, что в процессе формирования стаи у этих насекомых, с каждой особью, которая становится ее членом, происходят серьезные физиологические изменения (скорее всего, на биохимическом уровне), которые серьезно преобразуют внешний вид и поведение саранчи.

Интересно так же, что при организации стаи у саранчи изменяются и вкусовые предпочтения — например, если, находясь в одиночной фазе, саранча не ест некоторые токсичные растения, то "влившись" в коллектив, она начинает активно поглощать их. Ученые объясняли такую перемену вкусов тем, что растительные токсины, которые в скором времени пропитывают весь ее организм (само насекомое не страдает от них, поскольку ядовитые вещества локализуются в жировом теле — прослойке, которая надежно изолирует от всех внутренних органов), отваживают от нее хищников. Однако до сих пор было не совсем понятно, как при этом происходит изменение пищевого поведения — ведь одиночная саранча, попробовав ядовитые растения, потом всю жизнь их сторониться.

И вот недавно биологи из Лестерского и Сассекского университетов (Великобритания) решили узнать, как происходит подобная перестройка саранчи с одной модели поведения на другую. Для этого Джереми и Нивен поставили такой эксперимент — они обрабатывали токсичные растения веществом с определенным резким запахом. В результате выяснилось, что насекомые, находящиеся в различных фазах, воспринимали его по-разному — одиночки оценивали этот запах как отпугивающий, а стайную саранчу он, наоборот, притягивал.

Таким образом было подтверждено предположение о том, что многие признаки сопровождающие токсичную еду, сохраняются в памяти насекомых. Но что же в таком случае происходит с их памятью при переходе из одной жизненной фазы в другую? Сначала биологи решили проверить, не влияет ли на память тесный контакт с другими особями. Для этого одиночную саранчу помещали в группу и следили за тем, что она будет есть. Однако тут экспериментаторов поджидала неудача — выяснилось, что обонятельная память от этого не менялась, и запах, связанный с ядовитой едой, продолжал пугать насекомое.

Тогда исследователи пошли другим путем — они взяли одиночную саранчу и создали вокруг нее те самые условия, при которых обычно и происходит переход в стайную фазу — а это происходит при резком повышении температуры и дефиците еды и воды. После этого экспериментальному животному вновь дали токсичное растение, о обнаружили, что пугавший ее прежде запах на этот раз, наоборот, стал для насекомого весьма и весьма привлекательным — саранча не только съела без остатка ядовитое угощение, но и еще добавки попросила! Получается, что именно изменение условий существования меняет память насекомого — негативные воспоминания при этом полностью блокируются, в результате чего саранча может "переписать" информацию, касающуюся "плохого" запаха, превратив его тем самым в "хороший".

Таким образом, можно сказать, что переход из одной жизненной фазы в другую вызывает перестройки даже в когнитивно-поведенческих признаках саранчи. Не будет сильным преувеличением утверждать, что в результате этого насекомые начинают смотреть на мир буквально другими глазами. Впрочем, в статье, опубликованной в журнале Current Biology, биологи пишут, что изменений одного-двух факторов внешней среды для таких превращений явно недостаточно, и, скорее всего, деятельность нервной системы меняется под воздействием целой группы обстоятельств.

Итак, ученым удалось доказать, что при переходя от одиночного к стайному образу жизни у саранчи действительно изменяется память. И, кроме того, они также смогли понять, почему эти насекомые начинают есть токсичные растения — дело было вовсе не в хищниках. Просто в тех условиях, в которых происходит формирование саранчовых стай, больше и есть-то особенно нечего. Так что теперь все негативные воспоминания насекомого, связанные с ядовитыми растениями, оказываются ну совсем не к месту, и для того, чтобы спокойно питаться тем, что есть, не отвлекаясь на сомнительные ассоциации, саранча вынуждена блокировать их…