Новинка: пиво без хмеля - деньги на ветер

Вскоре на рынке могут появиться генетически измененные пивные дрожжи, способные производить аромат хмеля, когда самого хмеля там вовсе не будет. Генная инженерия подложила потребителям очередную свинью. На этот раз всем любителям пенного напитка. Придется самим варить пиво.

Американские исследователи сварили пиво, которое из-за ароматической добавки имеет "хмелевой" привкус без хмеля. Благодаря семейству последовательностей ДНК антивирусного защитного механизма бактерий и архей CRISPR/Cas 9 они сумели внедрить четыре дополнительных гена в пивные дрожжи.

Варить пивное сусло — давняя традиция. Примерно пять тысяч лет назад в Китае работали пивоварни, в Древнем Египте пили пиво по медицинским соображениям, а населявшие нынешнюю Францию племена галлов славились своей любовью к пиву не меньше, чем древние германцы. О последних в своем труде "Германия" древнеримский историк Тацит писал: "Их напиток — ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина".

На сегодняшний день основными продуктами для производства пива остаются три компонента: ячменный солод, вода и хмель. В большинстве случаев хмель дважды добавляют в процессе варения пива: в первый раз хмель используют для горечи, во второй раз — для получения соответствующего аромата, производимого эфирными маслами этого растения.

"За последние два десятилетия пиво с хмельным послевкусием сделалось дико популярным", — полагает вместе со своими коллегами Чарльз Денби (Charles Denby) из Калифорнийского университета в Беркли.

В соответствии с потребностями пивного производства во всем мире все сильнее возрастает спрос на хмель. И тут обнаруживается один существенный недостаток. Это растение нуждается в очень больших количествах воды. Чтобы получить пол-литра пива, только для выращивания хмеля необходимо почти 25 литров воды.

Как пишет издание Nature Communications, американские исследователи задались вопросом, можно ли сварить пиво, которое обходилось бы без второго добавления хмеля, но чтобы напиток, несмотря ни на что, обладал бы надлежащим хмельным ароматом.

В этой ситуации ученые прибегли к помощи пивных дрожжей. С помощью CRISPR/Cas9 в генетический материал дрожжей было добавлено четыре дополнительных гена.

Два этих гена заимствовали из мяты и базилика, а также прочих засекреченных ферментов, из которых на начальной стадии производят такие ароматические вещества, как Geraniol и Linalool. Два следующих гена были взяты из самих дрожжей, и, как сообщают исследователи, на предварительной стадии они способствовали ароматизации продукции.

В дальнейшем следовало продегустировать на одной из местных пивоварен вкус самого ячменного напитка, сваренного из генетически измененных ингредиентов. И хотя при этом хмель годился для получения затора (смеси дробленых зернопродуктов с водой), а также вкуса горечи, однако его не добавляли как обычно на более поздней стадии производства. Вместо этого на дрожжи была возложена задача заботиться лишь о производстве хмельного аромата.

Насколько хорошим получилось такое пиво, испытали во время закрытой дегустации, в которой приняли участие 27 сотрудников пивоварни. Протестированное пиво без дополнительного добавления хмеля неожиданно оценили как напиток с особенными "хмельными" нотками, а в его аромате также были отмечены приятные оттенки цветов апельсина и фруктов.

Генетически видоизмененное пиво в Германии, в стране, где с 1516 года до сих пор продолжает действовать "закон о чистоте" (Reinheitsgebot) производства пива, такое самоуправство воспринимается почти как святотатство. Однако янки, как обычно, видят в своем методе дорогу к новым возможностям варить "хмельное" пиво без добавления самого хмеля.

"Нам известно, что полновкусие, которым обладает пиво с традиционным хмелем, основывается на намного более комплексном и более разнообразном букете ароматов, чем молекулы гераниола и линалуола", — признаются американские экспериментаторы.

Открытым остается вопрос, насколько подобная практика пивоварения сможет удовлетворить утонченным вкусам всех любителей пенного напитка, когда из трех китов пытаются уничтожить одного. Не придет ли впоследствии время, когда безжалостно добьют и оставшихся? Скверно, но нашему поколению приходится постепенно переходить с натуральных продуктов и напитков на гнусные эрзацы.