Птицы преподнесли ученым сюрприз

Недавно открытый на Соломоновых островах подвид тропических белоглазковых птиц преподнес биологам настоящий сюрприз. Сравнивая эту группу пернатых с их ближайшими сородичами, обитающими поблизости, ученые обнаружили невероятную скорость эволюции белоглазковых.

Еще 80 лет назад ученые предполагали, что на каждом острове архипелага обитают птицы, относящиеся к разным подвидам семейства белоглазковых (Zosteropidae). Это предположение было недавно подтверждено исследованиями биологов из Канзасского университета.

Один из исследователей Роб Мойл рассказывает: «Когда началось сопоставление полученных данных, мы были шокированы. У всех птиц была обнаружена одинаковая последовательность генов, что может означать только одно – совсем недавно это был единый вид, который быстро эволюционировал в несколько различных подвидов».

Читайте также " Саламандры на грани исчезновения"

Один из участников исследования – Джаред Даймонд – еще несколько десятилетий назад посетил Соломоновы острова вместе с автором теории о различиях белоглазковых этого региона профессором Эрнестом Майером. Сейчас он продолжает дело своего учителя, проводя анализ ДНК птиц. Вместе с доктором Крисом Филарди он обнаружил, что нормальная скорость эволюции белоглазковых не должна превышать 2-3 новых вида в миллион лет.

Филарди так комментирует результаты исследований: «Что-то необычное в этих птицах. Белоглазковые быстро разделились на новые подвиды, хотя их зоны обитания разделяет какая-то пара километров воды. Другие птицы просто бы расширили ареал обитания за счет новых островов».

Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история"

Всего на архипелаге насчитывается 13 видов птиц этого семейства, а по всему миру расселилось более 100 видов белоглазковых. За свою способность быстро делиться на новые подвиды, этих пернатых уже прозвали «великие видоизменители».

Науке известно еще несколько примеров животных, обладающих способностью к быстрому делению на подвиды. Например, обитающие в африканских озерах рыбы семейства Цихлид (Cichlidae), новые виды которых ученые открывают практически ежегодно.

Еще одним рекордсменом по скорости эволюции является туатара – рептилия, не относящаяся ни к ящерицам, ни к змеям. Эта ровесница динозавров обитает только в Новой Зеландии и так же быстро делится на новые виды. Однако у туатары этот процесс сопровождается одновременным вымиранием старых видов, так что «маленький дракон» постоянно находится на грани исчезновения без какого-либо вмешательства человека.