Животный альтруизм: зачем шимпанзе усыновляют сирот

Немецкие специалисты, наблюдающие около 30 лет в природных условиях за повадками групп шимпанзе, установили, что они нередко берут на воспитание детенышей-сирот, потерявших мать. Что это — проявление альтруизма? По-мнению ученых, такое поведение, присущее некоторым животным и людям, все-таки преследует определенную выгоду. Интересно, какую же?

Считается, что настоящий альтруизм совершается от всего сердца и без ожидания награды. Подобная благотворительность, направленная не на родственников и не ожидающая будущих выгод, считается исключительным свойством человеческого сознания и человеческого общества.

Эксперименты, проводимые на животных, в подавляющем большинстве случаев подтверждают эту человеческую уникальность. Однако новые данные, полученные группой исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) и Швейцарского центра научных исследований под руководством Кристофа Беша, свидетельствуют о существовании высокой морали и среди животных.

Группа Кристофа Беша в течение почти трех десятилетий проводит наблюдения за несколькими популяциями лесных шимпанзе в естественной для них среде обитания — национальном парке Берега Слоновой Кости (Западная Африка).

Специалисты за это время изучили оригинальные технологии добывания обезьянами орехов и то, как они обучают этим методам молодежь, обнаружили умение планировать свои отношения с членами стада, подтвердили наличие у зверей превосходной пространственной памяти. А одно из последних открытий приматологов, изложенное в журнале PLoS ONE, доказывает наличие у шимпанзе такого чистого проявления альтруизма, как усыновление.

Читайте также: Секрет заселения Мадагаскара раскрыт?

Взять на воспитание осиротевшего малыша — хлопотно и дорого. Даже в человеческом обществе находится не много сердобольных граждан, берущих на себя такую ответственность и затраты. А уж в животном мире и подавно. Ведь родителям-шимпанзе приходится не только кормить приемыша, но и носить его на себе или, рискуя жизнью, ждать уставшего малыша, когда все стадо уже ушло вперед. Также нужно защищать детеныша от внешних опасностей, делить с ним свое спальное место, ограждать от нападок сородичей, что частенько случается среди обезьян.

Фото: AP

Обычно у шимпанзе все эти хлопоты и риски берет на себя мать. Ее опека продолжается три-пять лет, пока детеныш не станет совсем взрослым. Редко случается, что отец принимает на себя долю всех этих трудностей. Его родительский вклад ограничивается лишь более частыми играми со своим отпрыском, чем с другими детенышами такого же возраста. Поэтому, когда у малыша умирает мать, он чаще всего тоже погибает или очень сильно отстает в развитии.

Сирота может нормально вырасти только в случае усыновления. В неволе такие случаи неизвестны. Но в природе, как показали наблюдения, подобное происходит. За 27 лет ученые зарегистрировали 36 малышей-сирот, из которых были усыновлены 18. Примерно половина усыновленных детенышей (10 из 18) выжила. Среди малышей было примерно одинаковое число девочек и мальчиков.

Удивительно, чтоприемнымиродителямистановились не только самки, но и самцы (тех и других было примерно поровну), хотя отцовская забота у шимпанзе - редкость. Причем, как показали генетические тесты и наблюдения, среди усыновителей был только один настоящий отец осиротевшего детеныша, остальные сердобольные самцы оказались подросшими братьями, друзьями погибших матерей или случайными членами группы.

"Пятимесячного Момо взял друг умершей матери, то же произошло и с двумя другими сиротами. Четырех малышей опекали никак не связанные с матерью взрослые обезьяны. Новые родители показывали чудеса заботы. Так, приемный отец расколол за 2 часа около 200 орехов, из которых 80 процентов отдал своему приемному сыну. Другой самец много месяцев носил на спине приемную дочку, не бросая ее в отчаянных встречах с соседним враждебным стадом, — рассказывает руководивший исследованиями Кристоф Беш.

Читайте также: Теория происхождения приматов поставлена под сомнение

"Немало трудностей пришлось пережить и Улиссу, среднеранговому самцу, дважды бравшему себе воспитанников. Самцы-конкуренты постоянно третировали его воспитанников, чтобы таким образом сводить с ним счеты. Ему приходилось вступать в драки, защищая приемных детенышей. Улиссу удавалось выдерживать конфликты в первый раз — полтора года, во второй — три месяца, но потом он все же бросал сирот. Поистине, за этими обезьяньими историями просматриваются настоящие трагедии с "человеческими" слезами!" — добавил ученый.

Из-за того, что многие приемные родители не были никак генетически связаны с сиротами, нельзя считать, что альтруизм у шимпанзе развился в результате родственного отбора — тогда детенышам старались бы помогать их близкие родичи. На деле же присутствие родственников не увеличивало вероятность усыновления.

Трудно себе представить и реципрокную пользу (по принципу "ты — мне, я — тебе") от рискованной и дорогостоящей заботы о брошенных детенышах. Самцы брали сирот обоего пола с равной вероятностью. Вряд ли они целенаправленно растили для себя будущих защитников или покладистых самок для спаривания — усыновление было выгодно лишь самим детенышам-сиротам и не давало никаких выгод взрослым альтруистам.

По-видимому, воспитание сирот, забота о них приносят пользу всей совокупности особей, увеличивая ее потенциальную численность. Появление столь очевидного альтруизма ученые связывают с условиями жизни конкретной популяции.

Все группы шимпанзе, в которых зафиксированы случаи усыновления, обитают в крайне опасном окружении. В отличие от других районов, с этими группами соседствует внушительная популяция леопардов — наиболее опасных для шимпанзе хищников. Только кооперативное поведение — слаженные действия во благо стада — позволяют шимпанзе защищаться от этих свирепых врагов. В таких условиях и происходит становление альтруистического поведения. В других популяциях, где угроза со стороны хищников невелика, а также в неволе, подвиги становятся необязательными, а альтруизм — вредным.

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Локацкий
Вячеслав Локацкий — журналист, редактор рубрики "Наука" Правды.Ру
Обсудить