Найдена останки "пираньи" возрастом 150 млн лет

Замечательная находка попала в руки исследователей. Окаменелые останки древней рыбы, которым 150 миллионов лет, окрестили пираньей. Подобно нынешним пираньям - при помощи своих длинных и острых зубов эта рыбина отрывала куски плоти от своих жертв. Это доказывают их останки с откушенными плавниками. Находка представляет собой старейшую костную рыбу (Osteichthyes).

Группа палеонтологов под руководством Мартины Кёльбль-Эберт (Martina Kölbl-Ebert) из Музея Юрского периода (Jura-Museum) немецкого города Айхштетт (Eichstätt) описала Piranhamesodon pinnatomus в научном журнале Current Biology как старейшую из известных плотоядных лучеперых рыб.

Останки диковинной рыбы сохранились в знаменитом Зольнхофенском плиточном известняке. Это месторождение находится в окрестностях города Зольнхофена (Solnhofen) на юге Германии и считается одним из самых значительных мест находок ископаемых окаменелостей на нашей планете.

Тут были найдены все до сих пор известные экземпляры предка современных птиц — археоптерикса.

Эта рыба относится к вымершему отряду пикнодонтообразных (Pycnodontiformes) рифовых рыб, которые были снабжены хватающими челюстями с зубами, однако у недавно обнаруженного образца имеются на передней челюсти длинные острые зубы и по обеим сторонам челюсти-  треугольные зубы с острыми режущими кромками.

Палеонтологи сильно удивились, что у этой рыбы зубы, как у пираньи. По словам руководителя исследования, это, скорее, напоминает встречу с овечкой, у которой волчья пасть.

Возможно ли, чтобы стая таких древних монстров нападала на более крупную добычу, как это свойственно нынешним пираньям?

Во всяком случае, анатомия челюсти Piranhamesodon pinnatomus свидетельствует о том, что укусить она могла с огромной силой.

Как констатировали палеонтологи, изучая этот экземпляр древней "пираньи", вся сила ее укуса сконцентрирована не на многочисленных округлых зубах, а на кончиках острых клыков.

Подобно современным пираньям, кишащим в южно-американских реках, эти доисторические хищники могли вырывать из своих жертв куски мяса, но порой предпочитали откусить у них плавник.

Имеется объяснение и того факта, почему в отложениях обнаружены окаменелые останки потенциальных жертв доисторического чудовища с обгрызенными плавниками.

По словам соавтора исследования Дэвида Беллвуда (David Bellwood) из австралийского университета имени Джеймса Кука: "Укусите рыбу за живот — и она умрет. Откусите у нее плавник — и в будущем вам будет обеспечена пища". Еще одна параллель, ведь схожим промыслом занимаются и известные науке пираньи.

Шустрые пикнодонтообразные рыбы эти водились в промежутке от норийского яруса (норий) триасового периода до позднего ипрского яруса эоцена.

То было время, когда по планете разгуливали динозавры, маленькие динозавры предпринимали первые попытки летать, а между их ног резвились рыбки, которые разрывали друг дружку на части.

Piranhamesodon pinnatomus ставит под сомнение прежние предположения об эволюции костной рыбы: "Насколько нам известно, костные рыбы не вырывали куски мяса других рыб, — объясняет Кёльбль-Эберт. — Это могли сделать акулы, но костная рыба в течение миллионов лет либо употребляла в пищу беспозвоночных, либо поглощала свою добычу целиком. Вырывать куски мяса или плавников она начала намного позже".

И еще одна особенность первобытной "пираньи" не прошла мимо палеонтологов. Ученые подозревают, что Piranhamesodon pinnatomus прибегали к мимикрии, имитируя своим обликом безобидных представителей других пикнодонтообразных.

Это позволяло им подплыть к ничего не подозревающей рыбе, а затем откусить от нее кусочек плавника, чешуи или плоти.

Являясь "удивительным примером эволюционной приспособляемости", Piranhamesodon pinnatomus, несмотря на все сходство с современными пираньями, отличалась от этих хищных рыб тем, что обитала в море.

Между тем все известные виды пираньи встречаются лишь в пресной воде.

Источник фото: cell.com